Владимир Владимиров , 19 августа в 14:30

Владислав Городецкий: маэстро архитектуры

 По давней польской традиции, врожденному шляхтичу и будущему выдающемуся архитектору дали длинное имя Лешек Дезидерий Владислав. Однако после конфискации у Городецких родового имения за участие в антироссийском восстании на юношу ожидало совсем другая жизнь, чем на предков-господ, которые веками жили на Подолье.

Выпускник архитектурного факультета Петербургской академии художеств отказался от карьеры в России и вернулся на милую сердцу украинскую землю. Начинающему без опыта и связей на первых порах приходилось выполнять любые проекты — от строительства сахарного завода в Шпикове, холодильника-льодовника в Рахнах-Лесных, винокурни в Байбузах, конюшни в Мошнах до рыбного павильона с бассейнами-сажами и тира на заказ киевского общества охотников и даже общественных уборных.

Звездный час для Городецкого наступил, когда украинские меценаты взялись за строительство музея древностей и искусств (ныне Национальный художественный музей), оплачивать строительство которого государство отказалось якобы за ненадобностью его для преобразованного на провинциальный губернский город Киев. Эскиз проекта здания выполнил архитектор Бойцов, а дальше у заказчиков начались проблемы, обусловленные желанием построить действительно величественный храм культуры, хотя финансовые возможности были ограниченными.

Опытные мастера наотрез отказались от участия в авантюре, которая могла завершиться полным крахом. А Владислав Городецкий решил рискнуть и выиграл.

На заметку: Городецкий и его современники не имели таких возможностей в использовании строительной техники, какие есть у строителей в наше время. Например, любая строительная организация может взять в компании КРЭИН ЮКРЭИН - www.rentacranes.com в аренду кранов любой грузоподъемности. Здесь можно получить максимально удобные и выгодные условия аренды кранов. Вся техника соответствуют нормам эксплуатации, она исправна и готова к работе.

Пышный фасад с роскошной лепниной фактически замаскировал аскетичность архитектурных решений, потому что после осмотра величественного входа, ступени к которому охраняли два огромных бетонных льва, внимание посетителей переключалось на экспонаты музея, а не на его помещение. Именно на сооружении музея древностей и искусств началась длительное сотрудничество архитектора Владислава Городецкого с двумя киевлянами — итальянским скульптором Элио Саля и инженером-строителем Антоном Страусом.

Антон Страус — пионер в применении в Российской империи бетонных набивных свай, которые заменили малоэффективные на днепровских склонах привычные фундаменты. А талантливый итальянец первым заменил гипсовую лепнину, которая была недолговечной во внешнем оформлении зданий, на цемент.

Увлекаясь известным шедевром Владислава Городецкого в Киеве — знаменитым Домом с химерами, должны отдать должное не только художественному таланту маэстро архитектуры. Ни один прагматичный заказчик не согласился бы оплачивать похожий проект, однако его автор был еще и бизнесменом и совладельцем цементного завода. Городецкий не только фактически ввел моду на новый товар, но и дом своей мечты превратил в визитку собственных возможностей и предлагаемого им на строительном рынке материала.

Привычно называя это сооружение архитектора Домом с химерами, почему-то игнорируют, что мифических персонажей в его оформлении почти нет. Бетонные головы слонов, носорогов, оленей и даже гигантские лягушки и ящеры — изображение вполне реальных существ. Внутри помещений Городецкий тоже придерживался натурализма, смело соединив дорогие сердцу тыквы с заморскими ананасами, а незаменимую для борща свеклу — с экзотическими киви, доказав, что чудеса — прежде всего в нашем умении видеть красоту окружающего мира.

Комментарии

Загрузка...
Интер - программа на неделю