Виктор Цой

Владимир Владимиров , 2 августа 2014 в 17:04

Виктор Цой: последний герой. Его известность началась с фильма снятого в Киеве!

Кумир последнего поколения советской молодежи Виктор Цой был частым гостем в Украине. Свой первый концерт в Киеве он закончил в райотделе милиции, а затем дебютировал на берегах Днепра как киноактер.

Когда в 1986 год у только что вернувшемуся из армии киевскому оператору Валентину Карминскому предложили снимать “кино о Кино”, он сначала не понял. Виктор Цой и группа Кино ему были неведомы, хотя к тому времени питерские музыканты уже выпустили пять альбомов, а сам Начальник Камчатки, как называли Цоя, работавшего кочегаром в теперь ставшей легендарной питерской угольной котельной Камчатка, уже был кумиром молодежи.

Оператору можно простить такое невежество: как актер Цой был в те годы неизвестен. Первые шаги на этой стезе лидер группы Кино сделал как раз с помощью Карминского, который снял 23-минутный фильм Конец каникул с Цоем в главной роли. Это была дипломная работа пятикурсников киевского Театрального института имени Карпенко-Карого, режиссера Сергея Лысенко и оператора-постановщика Олега Смирнова, на которой Карминский стал вторым оператором.

Съемки проходили в Киеве летом 1986 года, в самый разгар паники, вызванной аварией на Чернобыльской атомной станции. Дебютировал же Цой в столице Украины, правда, не на поприще актера: годом ранее он в компании еще одной питерской рок-легенды — Майка Науменко — дал свой первый квартирный киевский концерт, а затем попал в Московский (теперь — Голосеевский) райотдел милиции. Квартирное выступление музыкантов стражи порядка квалифицировали как незаконную трудовую деятельность, и обоим героям на полгода запретили выступать.

Читателю на заметку: чтобы создать удачный интерьер квартиры или дома не достаточно гармонично подобрать отделочные материалы, необходимо использовать только хорошую и качественную мебель именного того стиля, который вы выбрали. Опыт показывает, что в современном жилище не обойтись без экономии пространства, поэтому так популярны шкафы купе - http://flash-nika-mebel.ua/furniture/shkafi-kupe. Обращаем внимание, что заказывать такие шкафы необходимо исключитьельно у мастеров своего дела.

Однако все это не отвадило Цоя от Украины. Наоборот, вплоть до своей трагической гибели в августе 1990 года он дал здесь почти 40 (из более чем 300) концертов в двух десятках городов. И если Питеру от Цоя досталась Камчатка, а Москве — Стена, то Киев славен своим культовым местом — озером Тельбин в районе Березняков, где сняли первые кинокадры Конца каникул. Именно там и теперь собираются фанаты певца в день его рождения, 21 июня.

Мама — анархия, папа — стакан портвейна

Первое появление Цоя в Украине в качестве музыканта датировано летом 1981 года. Тогда вместе с Рыбой — гитаристом Алексеем Рыбиным, участником первого состава группы Кино, — он дал концерт в крымском поселке Морское, что неподалеку от Судака.

К тому же Крым стал одним из любимых мест отдыха питерских музыкантов. Жена лидера Кино Марьяна Цой в своем письме подруге Наталье, супруге Майка Науменко, описывает их пребывание с Цоем на полуострове как время абсолютного растворения в природе вдали от цивилизации.

“Поживаем мы ничего, у всех болят головы и другие члены, а портвейна и водки здесь нет. Солнце уже село за гору. А встанет за морем. И здесь виден горизонт, — пишет она. — А “моторов” [такси] здесь нет, и соответственно “моторной водки” [водки, которую во время антиалкогольной компании 1980-х можно было купить у таксистов из-под полы] тоже нет. Ничего здесь нет и не надо. Нас здесь тоже нет. Но нам здесь очень хорошо”.

В отличие от Крыма, в других регионах Украины Цой в основном работал. Киев не был исключением — здесь музыкант дал свой квартирный концерт, который закончился в райотделе милиции. До конца 1980-х годов квартирники были для рок-музыкантов, которым запрещали выступать официально, единственным способом заявить о себе и заработать. Такие концерты проводили на обычных квартирах, куда в качестве слушателей приглашали узкий круг посвященных. В 1983-1985 годах по инициативе тогдашнего главы СССР Константина Черненко подобные выступления запретили, посчитав их предпринимательской деятельностью, нарушающей госмонополию.

За квартирники даже давали тюремные сроки. Вот чем рисковали начинающий музыкант Цой и покровительствовавший ему рок-мэтр Науменко, приехавшие летом 1985 года из родного Ленинграда в Киев с двумя акустическими гитарами и тетрадками с текстами своих песен. Квартирник, ради которого они и прибыли в столицу Украинской ССР, должен был пройти под самым носом у органов — на улице Предславинской, неподалеку от столичной прокуратуры.

“Собралось около двух десятков зрителей. Вход был недешев — 20 руб., в то время на официальные концерты в залах можно было попасть всего за 5 руб., — вспоминает Александр Евтушенко, организатор концерта. — На собранные деньги музыкантам выплатили гонорар и купили несколько ящиков вина, которые стояли прямо посреди зала”.

По его словам, Цой тогда “был очень концептуален: любил черный цвет [в одежде], портвейн и папиросы Беломор ленинградского производства, а Майк был чем-то похож на ковбоя: в джинсах и клетчатой рубашке”.

Несмотря на то что на концерт пришла только проверенная публика, власти его не проспали. Кто-то донес в милицию, и квартирник закончился, едва успев начаться. В дверь позвонили, и милиционер изрек фразу, которую до сих пор передают из уст в уста фанаты: “Всем оставаться на своих местах! Проверка паспортного режима! Цой и Науменко — на выход!”.

Музыканты провели в РОВД ночь, гонорар у них конфисковали. Правда, по словам очевидцев, среди стражей порядка тоже нашлись ценители рока — Цой исполнил в отделении свои знаменитые Восьмиклассницу и Алюминиевые огурцы.

Каникулы в прошлое

Летом 1986 года Цой рискнул дать концерт в урановой столице СССР — так называли город Желтые Воды в Днепропетровской области. Это место всегда славилось повышенным радиационным фоном из-за близости комбината по обогащению урана.

Цой выступил перед работниками этого предприятия, а потом остался ночевать у своего друга — местного жителя Анатолия Простакова, который организовал концерт. С украинской радиацией лидер Кино столкнулся в тот год еще раз, когда летом, невзирая на Чернобыльскую катастрофу, его группа прибыла в столицу Украины на съемки Конца каникул. “[Басист Игорь] Тихомиров привез с собой [электрогитару] Fender, а [гитарист Юрий] Каспарян — белую с перламутровым отливом Yamaha, — говорит о том времени Карминский. — Еще они приперли с собой пару ящиков минералки, поскольку кем-то были предупреждены о том, что в пораженном радиацией Киеве следует мыться чистой водой и пить красное вино. Последним, честно говоря, они занимались очень активно”.

“Жили в гостинице Славутич, — вспоминает Каспарян. — Веселое время было. Все молодые, солнышко светит, вино надо пить, чтобы радиацию выводить. Мы старались делать это как можно чаще. Может быть поэтому сам процесс съемок совсем не запомнился”. 20-минутную короткометражку снимали во многих местах Киева — помимо озера Тельбин, “киношники” засветились в магазине музыкальных инструментов Дом музыки, у знаменитого недостроенного сталинского туннеля под Днепром, а также на ВДНХ.

На выставке снимали сцену в квартире героя — там был павильон жилищного строительства, в котором демонстрировали квартирные модули с современными, как по тем временам, интерьерами. На съемочной площадке царила непринужденная атмосфера, которая располагала к веселому застолью, вспоминает Карминский. “Когда все крепко выпили, Цой взял гитару, — рассказывает оператор. — И тут кто-то из осветителей говорит, ну совсем как в знаменитом говорухинском фильме: “Этак и я умею, а ты Мурку давай”. В общем, минут 20 после этого Цой пел только блатные песни”.

Последний герой

Конец каникул, по сути, стал одним большим клипом на четыре песни Цоя со сквозным визуальным сюжетом — история метаний молодого рок-музыканта, не до конца понятого окружением. Одна из этих песен, Раньше в твоих глазах отражались костры, была написана именно для киевского фильма и не вошла ни в один из альбомов группы. “Он [Цой] тогда очень интересовался визуализацией, что ли, своей музыки, — говорит режиссер фильма Лысенко. — Тогда в моду входили видеоклипы, и ему было очень интересно поэкспериментировать”.

Сегодня дипломная работа киевского студента выглядит наивно, но, по мнению Каспаряна, она является “замечательным историческим документом”. “У нас ведь нет практически никаких съемок, кроме нескольких таких концертов и Джоанниных [Джоанна Стингрей, американская рок-исполнительница и экс-супруга Каспаряна] клипов”, — отмечает музыкант.

После съемок фильма Цоя ожидали еще четыре года жизни, в продолжении которых он стал мегазвездой последнего поколения советской молодежи. К концу 1980-х концерты группы уже собирали целые стадионы по всей стране, в том числе и в Украине. Питерские рокеры в те годы выступали в Киеве, Харькове, Днепропетровске, Симферополе, Севастополе, Луганске (тогда — Ворошиловград), Запорожье, Одессе, Херсоне, Донецке, Виннице, Тернополе и еще нескольких городах УССР.

“Цой мне показался довольно крупным мужчиной, отличался от худощавого пацана, которым мы привыкли его видеть по телеку. Судя по осанке и фигуре, он наверняка ухаживал за своим телом”, — рассказывает о своих впечатлениях от встречи с лидером Кино бывший одессит Игорь Шевцов, ныне живущий в Лондоне.

В мае 1990 года ему, тогда студенту Одесского мединститута, довелось побывать на концерте Кино на стадионе Черноморского пароходства. Начало этого выступления до сих пор перед глазами Шевцов — копия последних кадров знаменитого фильма Асса.

“Все ребята группы были одеты во все черное, свободные рубашки, брюки, туфли, — вспоминает Шевцов. — Гитара у Цоя была белого цвета, с широкой декой. Помню, заняв свои места, сразу же начали исполнять, без особенных приготовлений. Первой была песня Перемен [культовая песня, ставшая рок-гимном перестройки]”.

Особую атмосферу концертов Кино отмечают все фанаты группы. “Наши ребята даже притащили магнитофон и записывали происходящее через микрофон, надеясь, что у них это получится, — вспоминает Мария Василенко, предприниматель из Киева, о концерте Кино в киевском Дворце спорта весной 1990 года. — Потом, правда, его отключили, потому что что-либо записать не было возможно. Все кругом подпевали Цою, свистели и кричали от восторга”.

Подобным образом Цоя, культового героя для одной шестой части суши, принимали по всему СССР.

Фильмы, клипы, кинокартины, Виктор Цой, Сьемки фильма, кинокартины (зйомки стрічки), Киев, Валентин Карминский

Комментарии

Загрузка...
Интер - программа на неделю