Наберите 10 лайков, чтобы вывести материал на главную страницу

Владимир Владимиров , 8 апреля в 14:39

Университеты ограничивают права студентов?

 Высшие учебные заведения приобретают все больше автономии, однако не спешат удовлетворять права студентов. Многие из них жалуются, что даже в самых престижных университетах нет единой системы оценивания. И лишь единицы выполняют законодательство, действительно предоставляя возможность студентам выбирать часть учебных дисциплин.

«Молодец:ноль!»

Вот уже полтора года продолжается имплементация Закона, который гарантирует студентам четкие права. И єто не только возможность оплатить обучение в кредит, оформив соответствующий займ в банке: https://tengribank.kz/retail/credits/education - речь идет о несколько других правах, прежде всего, связанных с выбором дисциплин, преподавателей, расширением самоуправления в ВУЗе и т.д. Будто бы все университеты об этом знают, а на практике даже не начали воплощать в жизнь. Так, во многих университетах отдельные дисциплины преподают не на государственном языке. Почему? Ответ прост: потому преподавателю «так удобно». А удобно ли студентам — никто не интересуется. Хоть в законе в статье 48 прописано: «языком преподавания в высших учебных заведениях является государственный язык».

Также студенты жалуются, что даже в пределах одного факультета нет четкой понятной системы оценивания. В сентябре 2014 года МОН отменило приказ о кредитно-модульную систему организации учебного процесса, предоставляя университетам больше свободы. Впрочем, теперь каждый преподаватель оценивает знания и умения студентов по-своему.

«Один педагог за семинарское занятие ставит максимум три балла, другой — пять. И это в лучшем случае, — рассказывает второкурсница одного из столичных вузов Анастасия Кондрат. — Каким было мое удивление, когда преподавательница, выслушав мой ответ, похвалила и резюмировала «молодец, садись: ноль!» Оказывается, у нее это хорошая оценка, поскольку остальные студенты получили «минус 0,5», «минус 0,7» и тому подобное. Поэтому в конце семестра мы вообще не понимаем, какая оценка получается из того или того предмета!»

Каждый четвертый — на выбор!

Поэтому во время обучения в университете на том или ином направлении подготовки человек осваивает подавляющее число обязательных профильных курсов, а остальное может выбирать на свое усмотрение.

В Министерстве образования и науки уверены, что это дает возможность студентам дополнять основную специальность дополнительными знаниями, брать отдельные курсы для широкой эрудиции, даже получить дополнительную специальность.

В аналитическом центре считают, что именно внедрение выборочных курсов красноречиво демонстрирует готовность университетов к реформе высшего образования. «Выборочные курсы — лакмусовая бумажка для комплексного анализа готовности вузов ввести обучение, ориентированное на личность, предоставление возможности студентам самостоятельно формировать образовательную траекторию, — говорит исполнительный директор центра Егор Стадный. — А также создавать справедливую конкуренцию между преподавателями, что приведет к повышению качества образования».

Несколько университетов сообщали точное число студентов, которые имеют записаться на дисциплину: от 5 человек до 21 и более. Такой подход дает студентам свободу выбора. Даже если на выбор студентам дают лишь ограниченный список дисциплин, то группа потенциально может разделиться на несколько подгрупп, и вероятность прослушать желаемую дисциплину растет». Могут образовываться и смешанные группы: скажем, на одну дисциплину записались студенты из разных факультетов или кафедр.

Аналитики выяснили, что во многих вузах избирательность дисциплин скорее формальная, чем реальная. К примеру, на выбор студентам предлагают лишь несколько общих предметов, как история или логика.

Чего боятся преподаватели?

Почему даже рейтинговые университеты опираются преимуществам внедрения выборочных курсов? Прежде всего, в вузах не хотят менять устоявшуюся систему даже учитывая закон, потому что ставки преподавателей жестко привязаны к количеству студентов. По словам Егора Стадного, формирования хоть части нагрузки в зависимости от выбора студентов, а не кафедры, нарушать привычные для преподавателей правила распределения ставок.

Весомой проблемой остается и то, что преподаватели на самом деле не готовы к конкуренции. Ведь придется заинтересовывать студентов, осовременивать содержание учебного материала. Зачем лишние хлопоты?

Поэтому чтобы сдвинуть ситуацию с места, в аналитическом центре советуют, во-первых, ввести в университетах электронная запись на выборочные курсы, который значительно облегчит администрирование формирование групп и коррекции записей на дисциплины. Во-вторых, не ограничивать выбор курсов одной специализации. В-третьих, стимулировать преподавателей (к примеру премиями) за разработку и проведение интересных выборочных курсов.

Самое интересное, что сами студенты в большинстве своем не знают о собственном праве выбирать фактически каждую четвертую дисциплину. Поэтому они могут требовать от администрации своего вуза выполнению собственных прав. Министерство образования и науки тоже обещает помочь. Об этом во время встречи со студенчеством в конце прошлого года отметила первый заместитель министра Инна Совсун.

«Нам нужно сотрудничать, — отметила Инна Романовна. — Университеты должны понять, что студенты — взрослые люди, которые в состоянии избирать Президента, воевать за свою страну, поэтому они способны и сделать сознательный выбор учебных дисциплин. Однако студенты тоже должны организованно требовать выполнения своих прав, гарантированных им законом. Здесь важную роль должны сыграть органы студенческого самоуправления, которые должны защищать права и интересы коллег в учебном процессе. А министерство применит соответствующие административные меры, чтобы эту и другие нормы закона четко выполняли».

Комментарии

Загрузка...
Интер - программа на неделю