Владимир Владимиров , 6 марта в 13:06

Трансформация элитности

 Где в конце 2000-х новое жилье по качеству резко перестало быть "элитным", превратившись в 20-метровые кладовой, в то время как его презентация в качестве элитного осталась. Цель у застройщиков одна - втиснуть как можно больше жилья на как можно меньший участок, получив прибыль. Чем больше этажей и квадратных метров, тем большее давление на устаревшую инфраструктуру, которую застройщики не развивают. И хорошо, если это законная застройка, иначе инвестор вообще рискует не получить ничего, проинвестировав дом от застройщика вроде "Укогруп".

Застройщики заманивают инвесторов низким ценам (менее $ 1000) и словно оборудованной территорией - с парковкой (обычно во дворе, вместо газонов) и детской площадкой под дорогой.

Если в окрестностях застраивать можно только свободные места, что советские планировщики оставили для сооружений общественного значения, то в центре города пространство для "творчества" значительно шире. Киевские девелоперы не гнушаются доведением домов (включая сооружения со статусом памятников) до аварийного состояния, чтобы потом снести их и построить под видом «реконструкции с надстройкой» очередной монстр. Это, например, БЦ "Сенатор" на Московской, многочисленные новостройки на Подоле бизнес-центр на Большой Васильковской на месте старинного дома, от которого остался один фасад.

Перечислять дома, на месте которых уже появился или может возникнуть очередной ЖК можно очень долго: ЖК “Комфорт Таун”, где недавно приобрел жилье народный депутат Михайил Крячко, старинные дома на Златоустовской и Дмитриевской, уже снесены дома на Подоле, аварийный дом со змеями на Большой Житомирской. Нередко ради жилья сносятся промышленные предприятия. В результате в городе появляется застройка с высокой плотностью населения, но без надлежащей транспортной и общественной инфраструктуры. Ведь развивать транспорт и общественную функцию - не дело застройщика, ему важнее получить деньги от инвесторов.

Европейский опыт

Взгляда на фотографии спальных районов европейских городов будет достаточно для того, чтобы понять - настолько агрессивная застройка там отсутствует. Типичный центрально- или западноевропейский район - аккуратные, капитально отремонтированы дома, уютные общественные пространства без стихийного парковки и навязчивой торговли. В европейских новостройках архитекторы заранее создают изолированную автомобильную инфраструктуру - подземные проезды, парковки. Киевские девелоперы обычно игнорируют подземные паркинги, а киевские автомобилисты обычно не покупают паркоместа - их стоимость может достигать нескольких десятков тысяч долларов.

Агрессивная застройка, конечно, существовала в Европе. В 1972 году в самом центре Парижа была построена 210-метровая Башня Монпарнас - единственный небоскреб в городской черте Парижа. Строительство Башни вызвало такой общественный резонанс, что небоскребы были запрещены в Париже через два года после сдачи Монпарнас в эксплуатацию. С тех пор высотное офисное строительство ведется в отдельном пригороде французской столицы - Дефанс.

Существует даже термин "брюсселизации", что означает неконтролируемое снос исторической застройки и сооружения на ее месте современных домов. Подобная практика существовала в Брюсселе 60-х годов. Город не имел комплексного подхода к реконструкции, застройка массово износилась, а новые дома появлялись без всякого эстетического согласования. Так же как в Киеве, историческая застройка доводилась до аварийного состояния или поджигалась, после чего на ее месте сводилась очередная 20-этажная башня; застраивались свободные места, парки, площади. Таким образом город терял исторический памятник; в случае Киева к тому же нагло игнорируется законодательство, город остается без общественных пространств и превращается в перенаселением муравейник.

В то время как Европа постепенно избавляется брюсселизации, к востоку от Украины она процветает. Почти в центре Москвы появляются 300-метровые небоскребы, благодаря которым весь город стоит в пробках; сносятся целые районы - памятники конструктивистской застройки, а на их месте растут современные аляповатыми дома. Власть не учитывает протесты людей.

К сожалению, Киев сейчас принимает отрицательное и с запада, и с востока, игнорируя все позитивные достижения. Как и в других сферах, наш город не учится ни на своих, ни на чужих ошибках - Киев теряет историческую застройку, горожанам остается все меньше места для отдыха, столица все быстрее теряет вид европейского города. Пока надежда на спасение существует только благодаря активистская движения, киевлянам, которым не безразлично состояние своего города.

Комментарии

Загрузка...
Интер - программа на неделю