Владимир Владимиров , 25 августа в 16:36

Сергей Литвиненко - автор многих выдающихся памятников

На наших кладбищах в последнее время стало появляться довольно много красивых, дорогих элитных https://pamyatniki-kiev.com.ua/elitnye-pamyatniki/ памятников. Но на некоторых старых кладбищах добротные памятники можно было найти и раньше. Кто посещал во Львове знаменитое Лычаковское кладбище, тот не мог не обратить внимание на величественный надгробный памятник Великому Каменяру Ивану Франко, который был открыт 28 мая 1933 года, в то время, когда на территории другой части Украины – советской, свирепствовал страшный голод.

Мало кто до сих пор знает, что автором этого надгробного памятника является уроженец Пирятина на Полтавщине Сергей Литвиненко, который родился 5 октября 1899 года. Он также является создателем скульптурного портрета другого известного галичанина – св.пам. Митрополита графа Андрея Шептицкого (1935). К тому же, начиная с 1933 года Сергей Литвиненко на заказ львовской «Просвиты» изготовил также портреты выдающихся людей молодого Тараса Шевченко и гетмана Ивана Мазепы.

Своими трудами этот Художник постоянно подчеркивал единство украинских земель, общность героев для всего украинства, а в надгробном памятнике Ивану Франко он воплотил главную идею жизни, труда и творчества Великого Каменяра – неутомимо работать на благо Украины.

Земной жизненный путь Маэстро уроженца полтавских просторов Сергея Литвиненко является действительно героическим и страдальческим.

В январе 1919 года он ушел добровольцем в Армию УНР, а уже в мае 1920 года получил в Каменец-Подольской Совместной Юношеской Школе звание хорунжего. Попутно отмечу, что курсовым старшиной в этой Школе был другой знаменитый полтавчанин Аверклий Матвеевич Гончаренко, командир крутянцев из студенческого куреня. Когда, после поражения первых освободительных соревнований, Армия УНР была интернирована поляками, Сергей Литивиненко два года находился в лагере интернированных украинских воинов в Ланцуте и Вадовицах, а позже (1924-29) учился в достаточно известной на то время Краковской Академии искусств. Был председателем Союза студентов эмигрантов (1926-29). От 1929 года кратко поселился в Париже, где увлекся французской модернистичною скульптурой, изучал творчество Родена и Бурделя, во Франции он продолжил свое обучение и выставочную деятельность в «Салоне Тюильри», но вскоре (1930) переехал во Львов, где впоследствии стал выдающимся скульптором Западной Украины, которая тогда находилась под польской оккупацией.

Очевидно, что как раз под влиянием Родена и его ученика Бурделя (которого настигла смерть в 1929 году), Литвиненко заинтересовался монументальной скульптурой, говорят, что он часто простаивал возле памятников их авторства Оноре Бальзаку (работы Родена) и Адаму Мицкевичу (работы Бурделя), а планшет с фотографией надгробного памятника Ивану Франко на Лычакове неизменно висел в его мастерской на почетном месте.

От 1933 года возглавлял в Львове керамическую фабрику «Глаз», помещение которой находилось на территории фабрики строительных материалов Ивана Левинского. Следует отдельно отметить, что в это время Сергей Литвиненко изготовил по заказу Украинской католической семинарии бронзовые скульптуры святых Кирилла и Мефодия, как также статуи галицкого короля Даниила и киевского князя Владимира Великого, бюст (1933) и фигуру (1941) все того же гения Ивана Франко, а еще - бюст композитора Василия Барвинского (1933) и главного войско атамана УНР Симона Петлюры (1936), статую Тараса Шевченко (1940).

Во время так называемого «львовского периода» (1930-44) Литвиненко также создал памятники павшим за Волю Украины в Ланцуте, украинским героям на кладбище Яворова, героям Украинской Галицкой Армии в Раве-Русской, стал автором скульптурных портретов идеологу украинского национализма Николаю Михновскому, генералу Мирону Тарнавскому, надгробных памятников поэту В.Пачовському, актеру М.Бенцалеву и И.Левинскому, Г.Купчинскому, бюстов Николая Колессы и Ростислава Єндика, изготовил монумент Тарасу Шевченко в Косово.

В период немецкой оккупации Львова некоторое время (1943-44) преподавал в Высшей изобразительной студии.

По окончанию советско-германской войны на территории Украины Литвиненко с супругой Надеждой переезжает сначала в Западную Германию (1944), а впоследствии (1949) в Нью-Йорк, где при его активном участии был создан Украинский литературно-художественный клуб и Объединение Художников Украинцев Америке (ОМУА). 

Среди известных живописных портретов Сергея Литвиненко можно назвать полотна с изображением поэта Евгения Маланюка, ученого и общественно-политического деятеля проф.Владимира Кубийовича, выдающейся художницы и поэтессы Эммы Андиевской. Бронзовый портрет принадлежали дочери гетмана его же авторства было отмечено Большой Американской наградой.

Сергей Литвиненко имел немало персональных выставок, работал не только как скульптор и художник, но и как резчик и керамик, в том числе применяя неоклассические средства выражения, при создании портрета удачно передавал психологическую характеристику лица, создавал хорошие жанровые композиции. Особенно известны его монументальные иконостасы в церкви Святого Николая в Чикаго и в церкви Святого Владимира и Ольги в Виннипеге. Он также является автором памятников С.Шухевичу (Амберг, Западная Германия), И.Раковському (Нью-Джерси, США), В.Блавацкому (Филядельфія, США), опять же Ивану Франко (Глен Спей, США).

Умер уроженец пирятинской земли Сергей Литвиненко, который пытался в своих сочинениях и деятельности объединить такую неоднородную, но единственную за историей и культурой, Украину, 20 июня 1964 года в США, похоронен далеко от родной Полтавщины, на кладбище в Банвд Бруке (Нью Джерси, США).

Комментарии

Загрузка...
Интер - программа на неделю