Наберите 10 лайков, чтобы вывести материал на главную страницу

Владимир Владимиров , 22 сентября в 15:37

Из ткача не будет богача?

 Каких только вещей не увидишь в музее дымки*, который расположен в селе Крупово Дубровицкого района в местной сельской школе! Есть наряды, которые носили наши прабабушки, и до сих пор от них не отказались бы самые большие модницы. Некоторые экземпляры музея вместе с заслуженным мастером народного творчества Украины Ульяной Кот побывали и за океаном. Не продала Ульяна Петровна американцам этих собственноручно созданных вещей, потому что решила, что как экспонаты скромного школьного музея они «сделают» неизмеримо больше. Не раскрыла и секрета создания дымки, хоть и предлагали за него солидные деньги. Зато открыла в родном селе «кисейную» детскую студию, а впоследствии занятия в ней продолжили другие мастера народного творчества — Нина Рабчевская, Демьянец Нина и их дети.

*дымка (серпанок) - это сотканая на специальном станке легкая и прозрачная ткань из льна.

— И вот проблема: создавать нашу полесску дымку уже нет с чего, — говорит Нина Рабчевская. — Все запасы льноволокна, которые имели в бабушкиных сундуках, уже соткали, теперь пытаемся работать с хлопком, а это уже, знаете, не то что дымка.

Шерсть, конопля и лишь затем лен — именно в такой хронологической последовательности менялись прядильные волокна в Украине.

— Первое упоминание о дымке достигает 1632 года, ее оставил французский путешественник, побывавший в древнем Дубне. Он пишет, что женщины здесь были одеты в прозрачную самодельную одежду из... шелка. В тогдашней Франции, которая стала законодательницей моды значительно позже, такого не носили. То есть на землях исторической Волыни дымка был и шелковой, — говорит кандидат исторических наук Владимир Дзебак. — А уже позже его сменил лен — полесский шелк.

Первобытным ткацким орудием был станок вертикального типа. Подобный и сегодня есть в Круповом, в селах Заречненского и Сарненского районов.

И не только в музеях. Старые станки еще активно работают в сельских домах, будто стремясь доказать: пока есть народные умельцы, мы не потеряемся в обломках субкультур, и в ХХІ веке будем аутентичными и неповторимыми. Потому ткачество — едва ли не самый древний элемент национальной культуры украинского народа, подлинно народное искусство с многовековой историей.

Еще в 20-40-е годы прошлого века люди на севере Ровенщины преимущественно на ткацких станках изготавливали для дома практически все. Южная Волынь была более развитой экономически, поэтому там домотканые ткани в одежде исчезли в 20-х годах прошлого века. Наряды стали покупать на ярмарках, а дома изготавливали разве что полотенца и нательники. Конечно, ткачество в том виде, как оно существовало всегда, на Полесье еще сохранилось. Хотя его хранителей все меньше, и они не выбрасывают ткацкие станки. Продолжают это дело, как правило, не дети ткачей, а настоящие энтузиасты.

На юге Ровенской области, на своей малой родине, его активно возрождает Владимир Дзебак, направляя на это немалые интеллектуальные, физические усилия и средства. Ткачество — это тяжелый изнурительный труд. Там, где оно превратилось в промысел, ткали даже мужчины — в пропорции 50 на 50. Недаром в народе даже поговорки появились: «С ткача не будет богача».

Комментарии

Загрузка...
Интер - программа на неделю