Дмитрий Павленко , 14 декабря 2010 в 08:42

Платит тот, кто заказывает. Украинская музиндустрия недополучила 25 миллионов евро

по материалам "Зеркало Недели"

Отечественные музыканты решили восстать против «обдираловки». В связи с тем, что им не платят за использование музыкальных произведений в ресторанах, магазинах, парикмахерских, поездах.

За, казалось бы, ситуативной проблемой — тема государственной важности: авторские и смежные права, засилье пиратства.

В целях защиты от таких бед шоу-бизнесмены и создали «Коалицию исполнителей и продюсеров Украины». В нее вошли: Ани Лорак, Тина Кароль, «Друга ріка», ВИА Гра, Таисия Повалий вместе с Игорем Лихутой, Мария Бурмака и многие другие. От имени страдающей стороны говорили: вокалист группы ТНМК Фагот (Олег Михайлюта), Diezel, Виктор Павлик, продюсер Юрий Никитин.

На днях было подписано историческое «Соглашение» между организациями, которые «охраняют» интеллектуальную собственность Украины, России и Польши. Согласно документу, наши исполнители будут получать деньги из этих стран за использование своих фонограмм. Отныне все должны платить за удовольствие! И «тариф» на украинскую музыку будет везде одинаков. Впредь, то или иное социальное заведение должно «отстегивать» 1% — за авторские права, 1% — за смежные. Это касается всех: ТВ, радио, ресторанов, салонов красоты. Даже такси и поездов.

По словам музыкальных активистов, «радио и ТВ круглые сутки крутят песни и клипы, а затем продают свое эфирное время рекламодателю».

Темы интеллектуальной собственности в Украине курируют «легитимные» организации. Они и занимаются смежными правами: «Украинская лига музыкальных прав» (ответственна за сознательное использование музыки в барах, ресторанах, транспорте, супермаркетах, отелях), «Украинский музыкальный альянс» («опекает» ТВ и радио).

Однако судя по унылому виду наших шоу-бизнесменов, сегодня денег «на раскрутку» шоу-индустрии стало поступать меньше. И якобы у продюсеров «нет никакого стимула вкладывать средства в артиста и в записи его песен…».

Еще в 2007-м Creen Grey или «Океан Эльзы» могли тратить определенную сумму на выпуск альбома — и эти средства могли окупиться (можно было продать права дистрибьюторам на территории России, Украины). Нынче подобное вряд ли возможно.

В 2010-м 70% средств, заработанных тем или иным артистом, — это исключительно концертно-гастрольная деятельность. «Но ведь артист не робот и не машина! Предположим, он по каким-то причинам не может сегодня гастролировать», — говорят наши музыканты.

В 2009-м украинская музыкальная индустрия якобы недополучила

25 млн. евро (тот самый пресловутый двухпроцентный оборот — от баров и ресторанов)! Эти деньги, по мнению шоу-селебритис, должны были влиться в отечественный музыкальный бизнес: в том случае, если бы страна находилась в правовом поле.

Информация для сравнения: в Германии сумма от подобных сборов составляет 123 млн. евро (в год), в Голландии — 70 млн. евро. В данном вопросе Украину можно сравнить… лишь с Эквадором.

Что касается уголовной ответственности за нарушение авторских прав (нелегального использования музыки), то таковой попросту не существует.

Украинские музыкальные активисты даже подготовили социальный ролик для агитации за правое дело. Они хотят «воззвать к совести»: чтобы меломаны не покупали нелицензионную продукцию.

— Производство музыки чем-то сходно с производством табуретки! Нужно купить станок, краску, а далее — соорудить без халтуры. Так и с песней! Нужно пройти много этапов, чтобы в дальнейшем ею можно было «пользоваться» — слушать. Если украинские законы будут поддерживать артистов, тогда и мы не будем волноваться о том, что творчество завтра кончится, — так считает Фагот (Олег Михайлюта).

— В этом направлении даже от такого крупного заведения, как «Арена», требуется всего лишь 100 долларов в месяц. Это небольшие деньги. Но ментально украинцы пока не готовы честно платить за использование музыки. Легче — воровать. И, уверен, эту уголовную ответственность должен нести непосредственно тот, кто и нажимает на кнопку «Пуск». То есть выдает пиратскую продукцию. Ведь достучаться до «верхов» — долгая история, — говорит Diezel (Creen Grey).

А как обстоят дела в сфере интеллектуальной собственности в соседней Польше? Директор Польской ассоциации фонографической индустрии Богуслав Плюта рассказывает:

— Воровство нужно называть воровством. Двадцать лет назад после развала коммунистического режима Польша была на таком же уровне, что и Украина. И корень вопроса — законодательство. Еще в 1991-м польские продюсеры создали организацию по защите музыкальных и смежных музыкальных прав. Но первые деньги от использования продукции удалось собрать лишь в 1997-м. Это был 1 млн. злотых. На сегодня прибыль от использования фонограмм составляет в Польше 26 млн. злотых. То есть 7 млн. долларов. в год.

«Защитникам музыки» в Польше удалось добиться, чтобы за эфиры платили абсолютно все радиостанции, ТВ. А это — 20 тыс. «точек», которые используют музыку, публично ее ретранслируют!

— У нас считается нормой, что ресторан, который «крутит музыку», за нее и расплачивается, — продолжает пан Богуслав. — Это прогресс! Обычно оплата зависит от «важности» музыкальной составляющей в том или ином заведении. И, естественно клуб платит больше, нежели ресторан.

Об аналогичных историях в России говорит Эрик Вальдес-Мартинес, заместитель генерального директора Всероссийской организации интеллектуальной собственности:

— У нас осуществляют сбор аккредитованные государством организации. Это Российское авторское общество. И наша организация, которая получила аккредитацию недавно, в августе прошлого года. Мы и осуществляем в России сборы от фонограмм. В наши ряды входят 38 известных артистов-исполнителей и авторов песен. Только от РЖД российский шоу-бизнес получает около семи миллионов долларов (в год) с авторских прав и столько же — со смежных.

Украинские артисты на разных радиостанциях и по ТВ часто идут «в одной упряжке» с мировыми звездами: «U2» («Ю Ту»), Мадонна, Abba, The Beatles, Scorpions. Кто-то может сказать: к лешему «наш» шоу-биз, будем слушать западный! Подобный «эксперимент», кстати, проводили в Польше. Одного дня было достаточно, чтобы отметить: номер не прошел. Исследователи заявили: локальный исполнитель всегда интереснее, нежели любая мировая суперстар. Леди Гага знают во всем мире. Но в Украине Ани Лорак будет более востребованной. Она — наша, родная: живет здесь, а не в Америке.

Еще одна животрепещущая проблема в этом контексте — интернет-пиратство. Как ни крути, а диски отмирают, превращаясь в сувенирную продукцию. Будущее в распространении музыки — за информационными технологиями, Интернетом. Но несмотря на это, себестоимость альбома (для артиста) остается той же.

Недавно «Танок на майдане Конго» презентовал альбом «С.П.А.М.». Первый «номерной» альбом группы за последние пять лет. И уже на следующий день на сайте ЕХ. UA этот альбом «нарисовался». Как при таком раскладе артисту выйти по финансам хотя бы в «ноль», выпуская новые диски?

Представители сайта в свою очередь заявляют: их сайт, как некий интернет-банк, куда все и вся могут закачивать имеющуюся у них дома музыку, фильмы, аудиокниги, спектакли и т.д. И, дескать, пользователи ресурса предупреждены об ответственности.

И еще одна беда — несовершенные украинские платежные системы. Оплата через СМС — «корень зла». Лишь у 3% студентов есть платежные карточки. Получается: если люди хотят заплатить за контент, то не всегда могут это сделать?..

Екатерина КОНСТАНТИНОВА

Ани Лорак (Ani Lorak, Кароліна Куєк), Тина Кароль (Tina Karol), Юрий Никитин, «ВИА Гра» («Виагра»), Виктор Павлик, Таисия Повалий, Мария Бурмака, Група «Друга ріка», Игорь Лихута, Шоу-бизнес, продюсеры, Фагот (Олег Михайлюта), Андрей Яценко (Дизель)

Комментарии

Загрузка...
Интер - программа на неделю