PinchukArtCentre

Владимир Владимиров , 21 мая 2013 в 10:38

PinchukArtCentre показывает 11 ведущих китайских художников

В художественном мире определение «Мade in China» имеет совсем другое значение, чем в мире потребительских товаров. Это уже практически термин, определяющий самый модный, самый динамично развивающийся и самый востребованный на аукционах сегмент современного искусства. Выставки китайских художников — «must have» любой уважающей себя арт-институции, и в PinchukArtCentre (РАС) не могли остаться в стороне от этого тренда. В проекте «Китай Китай. Индивидуальное и коллективное» организаторы решили совместить два взгляда на эту страну: персональный и общий. В проекте художники Поднебесной поднимают вопросы как о личном пути, так и об отношениях с властью и глобальных вызовах для китайской культуры.

Как свидетельствуют новости СМИ, пережив в XX веке множество потрясений, самым масштабным из которых была культурная революция, искусство КНР за последние 30 лет прошло путь от соцреализма к уверенной конкуренции в мире contemporary art. Все началось в 1990-е, когда в противовес соцреализму возник «циничный реализм», ставший фактически первым самостоятельным направлением в современном китайском искусстве. С этого момента оно совершило головокружительный взлет к ведущим мировым биеннале и верхним позициям в рейтингах аукционов.

В проекте «Китай Китай» участвуют 11 художников трех поколений. Старшее из них, пережившее культурную революцию, представляют такие мэтры, как Ай Вэйвэй, Чжан Хуань и Чень Чжэнь. Среднее поколение уже известных китайских авторов (до 45 лет) — видеохудожник Ян Фудун, автор инсталляций Сюй Чжэнь и дуэт перформеров Сунь Юань и Пэн Юй. Молодых художников (до 35) в проекте «Китай Китай» больше всего — среди них Чжао Чжао, бывший ассистент Ай Вэйвэя.

Тему проекта его куратор Бйорн Гельдхоф определяет как «напряжение между индивидуальным и коллективным мышлением, которое не только определило историю Китая, но и продолжает влиять на современное общество, включая Запад». Он также отмечает, что четыре художника создали новые работы специально для PinchukArCentre.

Экспозиция охватывает 11 залов: каждый участник получил под свой проект отдельное пространство. Это особенно важно, учитывая, что китайские художники часто работают с масштабными инсталляциями, которым необходимо достаточно «воздуха».

Центром второго этажа РАС стали две работы Ай Вэйвэя: «Сказка» — для участия этого масштабного проекта в 2007 г. в выставке «Documenta» художник оплатил приезд из Китая в Кассель 1001 читателю своего блога, и инсталляция «Выкорчеванные», состоящая из китайских пней причудливой формы. Выкопанные из земли пни символизируют потерю китайским обществом собственных корней из-за постоянного переписывания истории.

Перформеры Сунь Юань и Пэн Юй специально для проекта сделали пространственную инсталляцию «Видеть недостаточно» — клетку-куб, где 18 мужчин с завязанными глазами собирают и разбирают оружие. Еще одна работа, созданная для PinchukArtCentre , обещает стать зрительским фаворитом. Это инсталляция Чжан Хуаня «Чжу Ганцян 12», посвященная чудом выжившей после землетрясения свинье Чжу Ганцян — домик с двумя свинками, которым предстоит прожить в арт-центре пять месяцев.

В пуле молодых китайских художников в РАС стоит отметить работу Чжао Чжао — восьмиметровую соцреалистическую скульптуру-автопортрет «Офицер», сделанную в знак протеста после ареста Ай Вэйвэя в 2011 г. Фрагментированную скульптуру расположили у входа в арт-центр. В экспозиции также выделяется инсталляция китайской художницы Чао Фей — модель небольшого книжного магазина в полную величину, каждый предмет которой (от мебели до фоторамок) был сделан ей специально для экспозиции проекта «Китай Китай».

В групповом проекте особенно заметно, что впечатление по-настоящему «китайских» производят лишь художники старшего поколения — они иначе работают с традицией и активнее апеллируют к истории КНР и его культуры. Молодые авторы подчас кажутся концептуально ближе к художникам своего поколения из других стран, чем к «своим» старшим мастерам. Их гораздо больше интересует их личная, индивидуальную история, чем история Поднебесной.

Выставка, PinchukArtCentre, Китай (Chine), современное исскуство

Комментарии

Загрузка...
Интер - программа на неделю