Борис Гребенщиков

Дмитрий Павленко , 9 сентября 2009 в 17:41

Музыкант Борис Гребенщиков: «Мы еще можем стать людьми. Хотя козлы - тоже хорошо...»

по материалам www.izvestia.ru

В конце сентября колосс русского рока - петербургский "Аквариум" - явит миру свое духовное творение под названием "Пушкинская, 10". При поверхностном восприятии люди примут сей проект за очередной альбом группы, но для БГ это научный труд и вообще сакраментальная ступень на пути к истине.

Для плодотворной работы "аквариумным" ученым понадобились монашеские одеяния, приобщение к полуанонимному "Братству св. Винифреды" и один из трактатов антологии "Новый русский паломник". С данного трактата, снабженного удивительными фотографиями, картинками, схемами и открывающегося словами: "Феномен дома № 10 по Пушкинской улице в городе Санкт-Петербурге в последнее время все чаще привлекает к себе внимание мировой научной общественности", желательно начинать постижение грядущего диска "Аквариума".

"Многие вещи находятся на втором и третьем смысловом уровнях"

Скажи, Борис, где ты нашел этот трактат?

Летом этого года в Берлине, в одной антикварной лавке. И когда прочитал про Пушкинскую, то вспомнил, что мы с Сережкой (Курехиным. - "Известия") много говорили по этому поводу. И Тимур Новиков (питерский художник, друг БГ. - "Известия") показывал мне схемы "невского Динамо", и Молли Зингер я знал (эти названия и имена фигурируют в трактате. - "Известия"). То есть факты, изложенные в "Новом русском паломнике", мне известны, но любопытен посторонний взгляд на это дело.

Из всех перечисленных людей ты сейчас в живых один остался...

Как сказать... Будучи связанным с "Братством святой Винифреды", я просто не имею права раскрыть поименно всех нынешних членов сообщества. Мне даны временные полномочия прояснять некоторые аспекты деятельности братства.

Кому прояснять?

Интересующимся. Возможно, буквально через несколько лет, когда вскроются многие факты, хлынет поток паломников. Известно, что мощи святой Винифреды находились в аббатстве Петра и Павла в Шрусбери и в 1548 году пропали. До сих пор никто не знает, где они, кроме тех, кто знает. Не исключаю, что во второй декаде XXI века карта Европы будет совершенно изменена и начнется крупнейшее паломничество. То, что мы с Курехиным когда-то и предсказывали.

В трактате говорится про использование "Ленинградского Рог-клуба" на улице Рубинштейна в качестве официального прикрытия для деятельности братства. Что ты об этом скажешь?

Есть отдельная книга, где изложены изыскания по происхождению рог-клуба. Я в одном из своих новых "Аэростатов" на "Радио Россия" прочту отрывки из нее. Это фантастическая история. Многие считают, что рог-клуб во многом инициировали органы госбезопасности. На самом деле именно через связи в эшелонах власти некоторые посвященные в организацию рог-клуба влияли на ход политики не только в России, но и во всей Европе. Там в рог-клубе был, например, комендант Миша. На самом деле это псевдоним графа Сен-Жермена. И, заметь, он был не самой крупной фигурой.

"Аквариум" ощущал себя инструментарием или прикрытием для неведомых сил? И к чему они вас подталкивали?

Цель одна - просветление инертной материи. Но сами по себе мы прикрытием не были. Прикрытием был рог - такой музыкальный стиль. А мы-то занимались делом, играли на разных инструментах.

Идея альбома появилась после прочтения трактата?

Нет, раньше. Мы получили недвусмысленные указания, что альбом нужно закончить к 15 сентября. Это были определенные знаки, знамения, которые происходили со всеми членами "Аквариума"... Раскрыть, что это были за чудеса, я не могу. Мы давали подписку...

Подписку кому? Природе?

В некотором роде...

А на чем расписывались?

Ну как на чем... На бланке. Я, такой-то, обязуюсь не разглашать содержание происходивших со мной чудес и знамений.

И долго не разглашать?

До выхода альбома. А потом, по устройству монашеского сознания, произошедшее чудо переходит в раздел реликвий.

"Надеваешь рясу - и тебе больше не нужно заботиться о семье"

А "Пушкинская, 10" может существовать без буклета с напечатанным в нем трактатом?

Конечно. Просто как подборка песен, которые мы на концертах будем исполнять крайне редко. Там слишком специальные методы используются. Психоакустика в некоторых вещах доведена просто до изыска. Не все, конечно, сразу слышно, поскольку многие вещи находятся на втором и третьем смысловом уровнях. Этот альбом мы готовили очень давно и, если ты заметил, выпускаем в конце 2009 года. Мы завершаем этап, начавшийся ровно десять лет тому назад выходом альбома "Пси". Третья версия "Аквариума" на этом завершается.

По песням, которые ты мне, Борис, перечислил ("Мария", "Девушки танцуют одни"), я понял, что в "Пушкинскую, 10" войдет не новый материал "Аквариума"?

Это не новый альбом, но, как ни странно, сегодняшний. Неизданного материала у нас на три альбома. Мы решили, что кое-что пора выпустить.

"Пушкинская, 10" - развитие постмодернистских изысканий, которые вел твой друг и соратник Сергей Курехин?

Я вступлюсь за честь Курехина. Сергею Анатольевичу никогда в жизни не пришло бы в голову слово "постмодернизм". Он мог его использовать только как ругательный термин. Нас интересует истина в чистом виде. И "Пушкинская, 10" - на самом деле не совсем альбом. Это научная работа с приложенным к ней вибрационным материалом, который мы, грубо говоря, называем музыкой. Материал состоит из двенадцати разной протяженности кусочков, где записаны определенные вибрации, вызванные исследованием разных точек мю-поля, находящегося под Пушкинской, 10.

Дальше нас ждет четвертая версия "Аквариума"?

А вот на этот вопрос могут ответить только библейские пророки.

Полагаешь, они думают о судьбе "Аквариума"?

Честно говоря, даже не пытаюсь представить себе, о чем думают библейские пророки. Не уверен даже, все ли они живы.

Ну а ты-то о чем думаешь?

Ни о чем. Только о том, как прекрасна монашеская ряса, которая освобождает сознание человека от всего ненужного.

А у тебя есть ряса?

Конечно. Сразу скажу, что мы не обращались за пошивом ряс к известным дизайнерам. Мы отвергли их предложения. Не буду называть, кого именно. И заказали изготовление ряс в специальной мастерской. А специальные тапочки мне сшили в монастыре Одинокого Пика, под Дэнфеном в Китае. Будем откровенны, любой мужчина мечтает надеть рясу. Надеваешь рясу - и тебе больше не нужно заботиться о семье, детях, гаишниках, плате за квартиру, содержании автомобиля, работе. Ты ни о чем больше не переживаешь - только служишь Богу. Люди недооценивают сходства рок-н-ролльного образа жизни с монашеским. Когда человек поступает в монастырь или рок-группу, его перестают заботить внешние обстоятельства. Он не думает о том, где ему сегодня спать, что есть, какая погода. Его ничего не волнует. От него требуется только одно - чтобы он занимался своим делом и славил Господа доступным ему образом.

Жена знает, что ты о ней больше не заботишься?

Она прекрасно меня понимает. Всегда она и дети заботились обо мне.

А гаишники тоже всегда о тебе заботились?

Конечно. Порой они выстилали мне дорогу лепестками роз, но это было не в Москве. Однажды машину, в которой я находился, просто несли на руках.

В питерском метро вместо вагонов ездили "Катюши"

"Пушкинская, 10" как-то продолжает линию альбома "Пески Петербурга" 15-летней давности?

На "Песках Петербурга" все было в зачаточном, детском состоянии. Альбом тоже был собран из разных наших вещей, которые когда-то провалились в трещину времени, но тогда у нас еще не имелось сегодняшнего научного аппарата. И все осложнялось войной кланов. Студия, где мы записывались, находилась там же, где был бункер, в котором поочередно прятались члены разных бандитских группировок. Записываешь порой песню, а тут ядовитый газ начинает идти - одни травят других. Или в метро пальба начинается. И не просто пальба - "Катюши" грохочут. Это же известный факт, что в 1992 году на некоторых ветках питерского метро вместо вагонов ездили "Катюши". И они "мочили" друг друга с ужасающей силой.

А ты в то время еще ездил в метро?

Естественно, ездил. Но стало опасно. Особенно ночью. Стоишь на темной станции, и тут с ужасающим воплем проносится состав, состоящий из танков, и такой же несется в противоположную сторону. Они еще и стреляют друг в друга, проезжая через станцию. Приходилось прятаться в укрытия. Такое происходило на нескольких специальных ветках метро - сейчас там все оплавлено взрывами. Старожилы знают, что там была война не на жизнь, а на смерть. Слава Бутусов это помнит очень хорошо, Сашка Титов (известный бас-гитарист "Аквариума". - "Известия") помнит.

Обладая нынешним научным аппаратом и такими эксклюзивными воспоминаниями, ты не думал взяться за написание альтернативной современной истории Санкт-Петербурга?

С тех пор как мы приняли монашеский обет и стали общественной частью "Братства святой Винифреды", история нас не интересует. История - полигон для других людей.

Вернемся к голому реализму. Юрий Шевчук проводит с "ДДТ" гражданско-благотворительные акции - находится, в сущности, в оппозиции действующей власти. Можно ли ждать подобного от сегодняшнего "Аквариума"?

Я буду жестким. Если все мы так или иначе христиане, напомню слова апостола Павла: власть дана от Бога, и каждый народ имеет ровно ту власть, которую он заслужил. Юрку я очень люблю и уважаю и абсолютно не хочу критиковать его деятельность. Но у меня всегда возникает вопрос: "Дорогой, какую альтернативу ты хочешь предложить?" Я альтернативы не вижу. Считать, что Россия стала цивилизованной и у нас может быть, скажем, полноценный парламент, я не могу. Не готов верить в фантастику. Нам до цивилизованности еще очень далеко, если мы вообще захотим цивилизоваться. Я вот вчера шел по улице и думал, как все сейчас похоже на то, что было в 1960-1970-е годы. Разница лишь в том, что любой человек, если захочет, может уехать. Можно купить что угодно. Если захотеть, можно заработать деньги. Так что все в наших руках.

"Я был готов к смерти в 48 лет"

Со свободой перемещения у некоторых уже возникают сложности. Например, должников по банковским кредитам и злостных неплательщиков алиментов могут не выпустить из страны. У тебя с бывшими супругами проблем нет в этом вопросе?

Нет. С бывшими женами у меня вполне хорошие отношения, и никогда речи о том, что я кому-то что-то не платил, не было. То же и по штрафам на дорогах. Я вообще люблю платить долги. Да и редко мне приходится одалживать деньги.

Сейчас, облачившись в рясу или просто оставшись где-то наедине с собой, ты можешь сказать себе: я абсолютно свободен?

Да. Потому что знаю одну вещь: любая моя несвобода - плод моего собственного воображения. Моя свобода - в моих руках.

А ситуации панического страха, когда ты не понимал, что делать дальше, и чувствовал, что вот-вот не выдержишь, случались? Предположим, после приснопамятного фестиваля "Тбилиси-80", когда тебя изгнали и из университета, и из квартиры жены?

Было грустно и обидно, что люди пошли на такое. Конкретно имею в виду Гайоза Канделаки, приславшего на меня в Питер донос такого содержания, за который при Сталине расстреливали. Потом он же мне в лицо говорил, что это была шутка. Недопонимание. Человек написал, что Гребенщиков и группа "Аквариум" раскидывали со сцены листовки антисоветского содержания, прекрасно осознавая, что ничего подобного тогда в Тбилисской филармонии сделать было невозможно... Но в отчаяние я не впадал. А когда понял, что таким образом меня спасли от серьезного восприятия происходившего вокруг цирка, что я сложил с себя мантию советского инженера, семейного человека и т.п., что теперь я - бомж, работающий в охране, то осознал: у меня ничего не отняли. Мне подарили жизнь и свободу. Отныне я могу делать что угодно и оставаться самим собой.

А когда случились болезни и операции на глазах, на сердце, ты испугался?

Я относился к этому смиренно. Тут нет ни буддизма, не христианства. Это просто единственно возможное отношение к таким ситуациям. Человек понимает, что дело в руках Бога. Я был готов к смерти в 48 лет по определенным причинам. И поэтому я считаю, что все, что мне дано сверх этого срока, - уже бонус. Мне сейчас 55. И у меня в распоряжении тело, которое мне в качестве интересной игры хочется поддерживать на плаву еще какое-то время...

У тебя никогда не возникало ощущения собственной изношенности?

Нет. То, как я эксплуатировал свое тело, было неэкономно, абсолютно иррационально, чем я очень доволен. Никто меня не сможет упрекнуть в том, что я чего-то не сделал. И за то, что я еще жив, хвала Богу и моим родителям. А всем остальным могу сказать: не пытайтесь это повторить.

Ты еще можешь в какой-то ситуации спеть свою радикальную песню "Козлы"?

Такой посыл не обязательно должен возникнуть от внешних обстоятельств. Это как раз было бы мелко. Кто-то мне, образно говоря, наступил на ногу, я немедленно свирепею, хватаю гитару и пою "Козлы"... И потом в песне "Козлы" все хватаются за ключевое слово, а ведь главное там: "Мы могли бы быть люди". И поэтому я очень симпатично к этой песне отношусь. Она про то, что мы еще можем стать людьми. Хотя козлы - тоже хорошо, у них зрачки красивые...

Пушкинская, 10 - хранилище Грааля?

Согласно "Новому русскому паломнику", "место, где в 1703 году был заложен будущий Санкт-Петербург, было подсказано царю Петру его доверенным другом Яковом Брюсом, а Яков (Джеймс Дэниел) Брюс происходил из древнего шотландского королевского рода, издавна связанного с тамплиерами, и хорошо знал мистическую географию Европы. Он не мог пропустить мимо ушей старинную легенду, гласившую, что в 1300 году во время основания в устье реки Охты крепости Ландскрона шведские солдаты обнаружили (приблизительно в том месте, где сейчас находится Пушкинская улица) священную дубовую рощу, в которой обитал столетний медведь, говоривший человеческим голосом. По мнению Якова-Джеймса, это место связано с пророчеством, издревле хранимым кланом Брюсов: пророчество это касалось как рода Брюсов, так и будущего всей Европы".

Далее авторы трактата концентрируют внимание на доме № 10, который "Розенкрейцеры считали северным хранилищем Грааля", другие посвященные - "мистическим центром северо-запада Европы", третьи - хранилищем "личных дневников Гермеса Трисмегиста". В конце XIX века вокруг дома № 10 "поселилось несоразмерно большое количество выдающихся деятелей культуры". И, наконец, образовавшееся в 1980-х годах "Братство св. Винифреды", использовавшее "в качестве официального прикрытия "Ленинградский Рог-клуб" на улице Рубинштейна и подразделение № 6 отдела вневедомственной охраны Петроградского района", получило "неопровержимые доказательства того, что под домом № 10 на Пушкинской улице действительно существует источник аномального мю-поля, воздействующего на психику человека неисследованным образом".

Остается добавить, что по указанному адресу уже давно располагается студия "Аквариума" и творческая мастерская Бориса Борисовича Гребенщикова.

Михаил Марголис

альбом, сингл, запись, новая песня, трек, Борис Гребенщиков, Группа «Аквариум»

Комментарии

Загрузка...
Интер - программа на неделю