Наберите 10 лайков, чтобы вывести материал на главную страницу

Владимир Владимиров , 8 июня в 14:10

Мусорный коллапс грозит и Ровно

 Недавно в Ровно снова горел мусорный полигон. Дважды. Первый раз потушили силами коммунальщиков, второй раз еле справились и МЧС: площадь возгорания — 300 кв. м, глубина — до 5 метров, да еще и сильный ветер «в помощь». Дожились!

А просто-таки рядом с городским полигоном твердых бытовых отходов — мусороперерабатывающий завод с замкнутым циклом производства, который помпезно открыли в 2013-ом. Потому что именно ровенская ситуация уникальная: рядом, в Здолбунове, предприятие «Волынь-цемент», которое на то время переоборудовало свои вращающиеся печи под использование «флаффу» — продукта переработки мусора, это вполне европейская практика.

И Европы не получилось. Через полгода (правда, уже без помпы) завод закрыли: оказывается, по не урегулированным в этой теме украинским законодательством, он не имел права работать вообще. Вот так!

Читателю на заметку: в последнее время у нас можно встретить разноцветные контейнеры, каждый из которых предполагает хранение отдельного типа отходов. Контейнеры различаются по назначению, вместимости и материалу изготовления. Частное акционерное общество «УХЛ-МАШ» предлагает купить контейнер для мусора УХЛ-МАШ для сбора и хранения различных бытовых и промышленных отходов. Габаритные конструкции используются для хранения и перевозки сельхозпродукции, полуфабрикатов, различных запчастей, крупных отходов.

Мы уже не раз об этом рассказывал, били, как говорится, во все литавры. Да и жители (надо отдать должное) активно собирали подписи к официальному Киеву по восстановлению его работы. Доморощенные политики не ленились заработать на теме свои проходные предвыборные баллы. А воз и ныне там...

Правда, последние три года завод работает в режиме сортировки мусора, часть из которого отправляют на переработку до Днепропетровска и Харькова. А то, что, как говорят специалисты, «некачественное» — все на тот же полигон: при проектной мощности 5,5 миллиона тонн он заполнен уже на...96 процентов! А дальше — что?

Не хотелось бы проводить пресловутые львовские параллели, но их, очевидно, не миновать. Как когда-то (помните?) Алчевск стал общим названием тепловых проблем, так Львов — мусорных. А они, к большому сожалению, нарастают, словно снежный (то бишь — мусорная) шар. Коммунальщики не скрывают: еще три года — и отходы из Ровно не будет куда девать.

Николай ГОРБАЧУК,

директор мусороперерабатывающего завода:

«Переработкой не занимаемся по нескольким причинам: во-первых, в стране так и не разработан тариф для мусороперерабатывающих заводов. Во-вторых, калорийность хорошего альтернативного топлива должна быть, как у сухой древесины дуба. Для переработки на флафф подходит только свежий мусор. То, что полежало два-три дня, уже не годится, потому что начинает гнить. При этом допустимая влажность — 20%, а у нас было и все 40%. Везешь такое топливо на завод, а там возмущаются. В позапрошлом году мы даже эксперимент задумали сделать: покупать сухое мусора (полиэтилен и пролипропилен) и примешивать его к нам, чтобы сделать более качественный флафф. Однако ничего из этой идеи не получилось, потому что таможенникам она не понравилась.

Отдельная проблема — строительный мусор, который жители часто выбрасывают вместе с другими отходами: вот итальянская линия в Здолбунове проработала с полгода и вышла из строя... К тому же, «Волынь-цемент» заинтересован в поставках минимум 100 тонн качественного топлива на сутки, а мы такой мощности с нашего мусора дать не можем. Были даже разговоры с львовским председателем Андреем Садовым, он готов платить нам договорную цену за переработку, но тогда, когда будем принимать не 20, как сегодня, а по 400 тонн в месяц! И львовское мусора не лучше ровенское, и на топливо там пригодится максимум 35%, а остальные гнить на полигоне.»

Ростислав Кралюк,

директор коммунального автотранспортного предприятия 1728:

«Ежедневно на полигоне выгружают 1200-1300 кубометров мусора. В год это выходит до 70 тысяч тонн хлама. Чтобы продлить срок работы свалки, постоянно проводим уплотнение, пересыпка грунтом, трамбовка отходов. Летом имеем периодические возгорания. Контролировать пожар в глубине завалов, где высота мусора достигает 20 метров, практически невозможно. Сложность еще и в том, что у нас нет центрального водопровода, с помощью которого можно было бы тушить пожары на свалке — стоимость его строительства: почти 4,5 млн. гривен. Добыча же биогаза, которое помогло бы снизить риск пожаров, еще только должна начаться.»

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Туфы против свалок

Зиновий МАЛАНЧУК,

профессор Национального университета водного хозяйства и природопользования:

10 лет назад мы с группой ученых предложили довольно дешевый способ утилизации мусорных полигонов — с помощью туфов, это отходы производства базальта, миллионы тонн которых только на Ровенщине лежат в отвалах и считаются промышленными отходами. Мы даже запатентовали свое изобретение, а мы тогда рассказали о нем всей Украине. Потому что предполагали, что мусорная проблема вот-вот обострится до предела... Я говорил тогда и говорю сейчас: к сожалению, власть реагирует только на большие деньги — иначе почему не хватается за эту дешевую спасительную соломинку?

Туфы обладают адсорбционной способностью, то есть могут «связать» и вредный аммиак, и метан, остановив выбросы ядовитых веществ в окружающую среду. Достаточно накрыть слоем туфов свалку, чтобы его законсервировать, а через определенное время использовать это место для лесных насаждений или парков. Действующие же свалки надо периодически накрывать туфами, чтобы сделать их безопасными.

Комментарии

Загрузка...
Интер - программа на неделю