киевский «Центр современного искусства»

Владимир Владимиров , 31 мая 2012 в 16:48

Мусорная свалка имени Казимира Малевича

Искусство все больше становится странной разновидностью то ли публицистики, то ли дизайна. Об этом свидетельствует новая выставка How to Do Things? — In the Middle of (No) where... (что-то вроде «Что делать, оказавшись неизвестно где») в киевском Центре современного искусства. Экспозиция является частью широкого международного проекта, в котором принимают участие 28 художников из 14 европейских стран — от Словении до Дании, от Беларуси до Нидерландов. На протяжении месяца они работают на базе «резиденций» в Будапеште, Бухаресте, Киеве, Копенгагене и Берлине, результатом чего становятся выставки в каждом из этих городов. В финале — большая итоговая, которая соберет их всех в Берлине.

Не будем отрицать такой подход. Но следует согласиться, что это чрезвычайно новое, очень оригинальное слово в искусстве. Такого еще никто и никогда не делал: вывешивать описание произведения вместо самого произведения. Аналогичная работа того же художника лежит на столе неподалеку — текст петиции к киевскому мэру Александру Омельченко с просьбой о присвоении городской мусорной свалке имени Казимира Малевича. Сбор подписей идет достаточно бойко, однако сама петиция переведена на украинский небрежно, с досадными ошибками.

Преимущественно тексты составляют основную часть работы и венгерско-французской группы Societe Realiste. Это — коммерческая игра под названием «Понзис». Откровенно говоря, правила игры несколько запутанны, а для людей преимущественно с гуманитарным образованием они совершенно непонятны. Но не будем забывать, что имеем дело с искусством. Следовательно, эти инструкции вполне самодостаточны, их и писали не для практического применения, а лишь как визуально-литературные композиции, чтобы бросить вызов устоявшемуся социальному бытию зрителей. Именно так и не иначе.

Все остальное на выставке — видеопродукция. Голландец Бик ван дер Пол побывал на ядерном полигоне в США, где снял туристическое видео под названием «Троица, 2 апреля, 2005, Нью-Мехико», которое представляет как арт-объект. Юлия Гопф, Наташа Гагигиен, Флориан Цайфанг съездили Венецию, в знаменитый парк Наполеоничи, где каждые два года проходит знаменитая биеннале, и отсняли покинутые пустые павильоны и усеянные осенними листьями тропинки. Прибавив к этому собственные глубокомысленные комментарии, назвали свою работу Proprio Aperto. Оригинальное творение, которое вполне органично вписалось бы в еженедельную телепрограмму с названием «Лицом к лицу с прекрасным». А вот фильм Шона Снайдера «Касио, Сейко, Шератон, Тойота, Марс» так и просится приложением к подборке горячих международных новостей — на экране с авторскими комментариями виды Багдада во время и после бомбардировок. Однако, к сожалению, телезрители не увидят этого репортажа — ведь он также считается искусством и потому обречен до скончания века пылиться в стенах галерей.

Однако безусловно интересным в контексте выставки следует признать «Темноту — киевские слайды» немца Флориана Цайфанга. Это подборка из нескольких десятков (вместе со слайдами-надписями — 81) черно-белых, точнее сине-белых, фотографий, сделанных автором на улицах Киева. Цайфанг не прибегает к манипуляциям, не пытается выхватить экзотичные типажи или чрезвычайные ситуации. На его фото — будничный город, ежедневная реальность, но художнику удается увидеть в этой будничности глубину и поэзию. Обычные улицы, стены, автомобили, лица обретают на этих фото собственную, таинственную жизнь; и потому текстовые вставки, напоминающие случайные отрывки разговоров, радиопередач и рефлексий художника, здесь вполне уместны.

Именно таких произведений на How to Do Things? — In the Middle of (No)where... остро не хватает. Каждому молодому художнику хочется быть актуальным, современным и т.п. Иногда для этого достаточно просто внимательнее оглянуться вокруг.

картина, визуальное произведение, Выставка, Странности, чудаки, Киев, Флориан Цайфанг, Шон Снайдер, Бик ван дер Пол, Юлия Гопф, Наташа Гагигиен, Роман Дзядкевич, киевский «Центр современного искусства», митецька група «Societe Realiste»
Загрузка...
Интер - программа на неделю