арт-группа «РЭП» (Революционное экспериментальное пространство)

Владимир Владимиров , 2 апреля 2013 в 13:19

Мрачный дуэт художников

В Центре современного искусства проходила выставка «Бриллианты». Два художника – абсолютная разница в возрасте, силе и опыте. И абсолютная узнаваемость.

Сам факт появления этой экспозиции — лишнее свидетельство, что арт-группа «РЭП» (Революционное экспериментальное пространство), просуществовав год на базе «резидентской мастерской», предоставленной Центром, вступила в закономерную стадию распада. Конечно, художники из этого яркого и самобытного объединения проведут еще не одну общую акцию, но постепенно их пути все больше и больше будут расходиться.

«Бриллианты» составляют произведения двух очень разных персон — активной молодой участницы «РЭП» Жанны Кадыровой и старшего львовянина Андрея Сагайдаковского — здесь очевидна абсолютная разница в возрасте, стиле, художественном опыте.

Читателю на заметку: Научное общество кавказоведов (http://www.kavkazoved.info) - это не только исключительно научная деятельность, но и актуальные аналитические публикации о ситуации на Кавказе, самые свежие новости Кавказа в онлайн режиме. Сайт полезен и интересен не только ученым, но и всем, кто интересуется Кавказским регионом.

Сагайдаковский — это живопись. Большие необрамленные полотна. Мрачные, беспросветные, с преобладанием желтого, серого, черного, зеленоватого. Названия, иногда достаточно развернутые, вписаны прямо в изображение: «Индейцы скоро будут, завтра будет нам хорошо» — эта сентенция сопровождает ряд умывальников, «Пол моют» (все на месте — руки, ведро, тряпка), «Здоровый сон доброго человека» (большое желтое пятно лица с закрытыми глазами на сумеречно-черном фоне), «Ямайка. Поет Робертино Лоретти» (кто-то в концертном костюме с микрофоном). Есть более ассоциативные варианты — «Сфинкс Эдип», разбитая голова с возможным последствием сотрясения мозга» — обнаженная фигура на коленях среди уже привычной темноты, «Голова, запрокинутая в небо» — дважды нарисовано чье-то пузатое туловище, «Триумф воли» — пухлый младенец, закрывающий лицо рукой, «Скок» — толстун, спрыгивающий с табуретки, здесь же под полотном — настоящий, запачканный красками, табурет, «Не бойся» — оскаленное женское лицо, выглядывающее из помятого автомобиля. В одной комнате картинами Сагайдаковского завешена вся стена, там же и одна из двух инсталляций — старый рояль без ножек, поставленный на кучу матрасов, ножки рояля — отдельно. Вторая композиция — куча книжек и журналов вперемешку с черноземом и хлебом.

Собственно, бриллианты сделаны Кадыровой. Точнее, муляжи — разноцветные многогранники, склеенные из цемента и самого обычного, самого дешевого бытового кафеля — синего, салатного, красного. Лежат аккуратно в стеклянных горках, между ними, для контраста, очевидно, и имитация из стекла, сверкающего гранями на черной подушечке.

Каждый в этой паре предсказуем. Фактически, увидев одну картину Сагайдаковского, можно считать, что увидел и остальные. Потому что весь этот полураспад, эта обнаженная неуклюжая плоть, эти корявые изношенные предметы варьируются у него постоянно и всегда. Каких-то исключений он не делает. И так же, как некоторые создатели стремятся быть самыми умными, ярко-поверхностными, чтобы лучше продаваться, — этот художник желает того же, только с диаметрально противоположной стороны. Такая себе попса наизнанку, от своей мрачности, кстати, не менее однообразная.

Легко узнаваема и Кадырова. Но если ее цементные игрушки прекрасно выглядели на групповых выставках «РЭП», то в паре с Сагайдаковским — это лишь приложение к его плоскому миру: здесь ободранные умывальники и темно-желтые дети, а вот здесь — цементные камни с плиткой.

Конечно, саму выставку и назвали «Бриллианты», поскольку здесь нет и близко ничего подобного этим драгоценностям — ни в буквальном, ни в переносном значении. Есть лишь, так сказать, проза жизни. Есть, впрочем, и немного поэзии — однако это уже поэзия типичного блочного строительства — на обложку посмотреть можно, но детально читать не стоит. Конечно, можно и из нашего надоевшего бетона, и из других непривлекательных телесных, психологических или культурных реалий сделать что-то действительно крепкое и мощное. Но это, кажется, не тот случай.

Выставка, галерея, Музей современного изобразительного искусства Украины, арт-группа «РЭП» (Революционное экспериментальное пространство), Жанна Кадырова, Андрей Сагайдаковский

Комментарии

Загрузка...
Интер - программа на неделю