Владимир Владимиров , 18 февраля 2013 в 11:24

Королева ушедшего века

Соцреализм критики считают одним из самых концептуальных направлений ХХ века. Это неудивительно: ведь в таком стиле работали талантливые литераторы, режиссеры, художники.

В 1917-м в России прогремел Октябрьский переворот. В этом же году в заокеанском Нью-Йорке французский художник Марсель Дюшан предлагает в качестве произведения искусства выставить писсуар из мужского туалета. Где-то между двумя этими явлениями можно было бы расположить официальное искусство Советской Украины. С одной стороны – “диктатура пролетариата” с требованием “правильно” изображать жизнь трудового народа. С другой – извечное стремление художника освободиться от условностей в своем видении красоты.

Читателю на заметку: компания «Пижама Пати» (http://pyjama-party.ru) предлагает широкий выбор женского белья и домашней одежды. Интернет-магазин «Pyjama Party» имеет отличный ассортимент продукции лучших производителей: триумф белье, а так же белье и одежда от Charmante, Coemi, Sloggi, Magistral, Isotoner и других. Компания «Пижама Пати» лидер рынка женского белья и может себе позволить продавать свою продукцию на 20% дешевле рыночных цен.

Условности, в рамках которых создавались полотна Яблонской, были довольно просты. Искусство должно было отражать трудовые и военные подвиги советских людей. Критерий правдивости был четко определен: если картина вселяет оптимизм, она достойна предстать перед народом. То, что не позволило соцреализму скатиться до пародии на ту реальность, которую он изображал, так это мастерство художников и искренность, с которой они делали свою работу.

Когда Яблонская привезла свою картину Хлеб в Москву и посмотрела на нее в выставочном зале, отойдя на несколько метров, она ужаснулась. У всех фигур были нарушены пропорции. Писалась-то картина в тесной мастерской, где над некоторыми местами на холсте приходилось работать, стоя почти вполоборота. За пару часов до выставки Яблонская несколькими мазками все исправила. Картина в результате получила Сталинскую премию.

В советские годы Хлеб Яблонской знали даже отпетые двоечники. Сочинение об этой работе в жанре описание картины было обязательно для всех. Яблонская никогда не считала свой Хлеб агиткой – изобразила то, что однажды увидела в далеком селе Летава на Хмель-мешках с зерном название колхоза, который настоятельно ей рекомендовали переименовать в честь Сталина.

Вызывал ли Хлеб оптимизм или другие чувства – для самой художницы было не важно. Яблонская редко беспокоилась о судьбе своих картин, освобождаясь от них как от тяжелого, хотя и дорогого бремени. Только однажды она попросила Министерство культуры Украины купить ее картину Старая Флоренция за ту же сумму (речь шла о 200 рублях), которую предложил ей Союз художников в Москве, – художнице хотелось, чтобы работа осталась в Киеве. В ответ прозвучало: “Нам эта картина не нужна”. Работы Яблонской конца 90$х создают настроение французских мастеров импрессионизма Писсаро и Ван Гога. Нынешняя выставка

Времена года, которая открылась 18 апреля в Музее украинского изобразительного искусства в Киеве, демонстрирует мазок, полностью освободившийся от условности. Это тот мазок, которым Яблонская исправляла свой Хлеб, только теперь он свободен. От Хлеба к Моему балкону… Почему это стало возможным? Просто потому, что Яблонская – украинская художница, которая родилась в один год с “великим Октябрем” и эпатажными проектами Марселя Дюшана.

Комментарии

Загрузка...
Интер - программа на неделю