Наберите 10 лайков, чтобы вывести материал на главную страницу

Владимир Владимиров , 31 мая в 14:22

Клиповое мышление: меньше текста, больше картинок

 Интересно, как клиповое мышление и скоростной ритм жизни трансформируют предпочтения людей. Пространные тексты воспринимаются все сложнее, и мы постепенно все больше переходим на потребление только заголовков или картинок с подписями.

Задумалась я над этим после того, как наткнулась на истории-картинки Даши Вернової про Волка Собаку, которые художница сначала преподавала в ЖЖ, а потом – в Facebook. Картинки оказались настолько популярными, что автор собрала их в книгу, которая очень неплохо расходится.

Потом я заинтересовалась очень популярным проектом «Гусь», который делает молодая девушка-иллюстратор Надежда Кушнир. Картинки Гуся даже растянули на стикеры Telegram. Девушка передала авторские права, и теперь с изображением Гуся можно купить немало разнообразной продукции – кружек, футболок и тому подобное.

Волк Собаця и Гусь – проекты очень разные. Детально прорисованная картинка Даши Верновой появляется за несколько дней. Новый, более схематичный Гусь рождается в Надежде Кушнир почти мгновенно. Общее одно: все кратко и ясно, эмоциональная визуализация жизненной ситуации, короткий подпись-мысль, что направляет, – то, о чем обычно как-то «не принято» говорить, и возникает ощущение, что ты не один, кто думает и чувствует как ты. Но при этом, поскольку это не подробный текст, остается пространство для более широкой трактовки, и каждый вкладывает в картинку личный смысл.

Элементы клипового мышления у нас повсюду. Даже модные в последнее время браслеты с надписью тоже к ним относятся. Ведь они в короткой надписи, цвете и форме браслета передают информацию, эмоции, определенный смысл. Такой браслет подойдет и мужчине и женщине. Он позволяет проявлять жизненную позицию, подчеркнуть свой образ.

Способ передачи мыслей с помощью картинок почти без слов, жанр стикеров, похоже, становится у нас в последнее время чрезвычайно распространенным. По сути, оба проекта – разновидность комиксов, которые никогда не были у нас такими популярными, как, например, в США или в Японии, потому что у «народа, который больше всех читает» считались «низким» жанром.

Под меняющийся ритм жизни постепенно приспосабливаются и СМИ, научившись подавать информацию в том виде, в котором читатель вероятнее ее заметит – инфографика и визуализация, меньше текста и больше картинок.

«Происходит общий поворот к доминированию визуальности над вербальностю, – считает доктор филологических наук, профессор, автор многочисленных книг из коммуникативных технологий и информационных войн Георгий Почепцов. – Косвенными признаками этого является захват пространства развлекательности исключительно визуальными продуктами, например, телесериалами и видеоиграми.

Кстати, подавляющее большинство американских телесериалов имеет “скрытую” информацию медицинского характера. В сериале “Элементарно” про Шерлока Холмса я вижу, как перед едой все герои многократно выпивают стакан воды, и понимаю этот месседж. Это делается потому, что в Университете Южной Калифорнии обеспечивается предварительная “сцепка” режиссеров, продюсеров и благотворительных фондов, которые ищут, куда можно вставить такие “кванты” поведения без нарушения сюжета фильма.

Следующими шагами становятся задачи по захвату образования. Институт серьезных игр в Великобритании сообщает, что свыше 10 % предметов средней школы уже переведены в игровую форму. И это свидетельствует о том, что в развитых странах сегодня уже ставятся задачи подобного типа.

Вся наша цивилизация была создана вербально-печатно. Например, печать привел к современной картины мира, разделенной на государства по национальному признаку, создал современные науки и образование. Литература научила людей эмпатии и эмоции, позволяющие лучше понимать других.

Печать оторвал протестантизм от католицизма, разорвав связь власти и церкви, чего не произошло с православием. И это считается одной из причин отставания восточного мира от западного, поскольку в западном мире не возникла жесткая пирамида власти, дав право на разномыслие.

Люди стали меньше читать, и это сказывается на том, что мы теряем способность критического осмысления текстов. Люди готовы поверить всему, что им рассказывают. Отсюда феномен фейков, который возник не просто так, а именно за то, что люди начали меняться. Их мозги стали другими, они ориентированы на визуальные структуры, но мы пока что не научились адекватно передавать знания визуально, а не вербально.

Образование превращается в бессмыслицу, если основные потоки визуальные, а знания мы не научились “упаковывать” в визуальную форму, и исчезают люди, которые в состоянии работать мозгами по-старому. Или должна быть придумана более мощная система, чем человеческий мозг, какая из картинок будет создавать осмысленность высшего уровня, или система высшего образования в будущем будет деградировать, то есть останется лишь несколько университетов, которые будут работать с людьми с “нормальными” мозгами.

Недаром в Силиконовой долине пытаются защищать детей от гаджетов. Уже сегодня в США есть проблема в порождении инноваций, поскольку с конца 1990-х началось падение количества патентов, выдаваемых. Нужно создавать специально ориентированные на инновации программы. И страны начинают кардинально менять свои образовательные программы.

Комментарии

Загрузка...
Интер - программа на неделю