Виктор Цой

Дмитрий Павленко , 20 августа 2010 в 07:17

Исполнилось 20 лет со дня трагической гибели Виктора Цоя

15 августа исполнилось 20 лет со дня трагической гибели Виктора Цоя.

В воскресенье в разных уголках РФ и бывшего СССР поминали музыканта. В Москве сотни людей пришли к стене Цоя в Кривоарбатском переулке. Весь день музыка «Кино» звучала в Латвии, на трассе Слока – Талси, где погиб Виктор. В Петербурге утром мероприятия прошли на могиле музыканта, вечером состоялся памятный концерт в Инженерном замке.

Виктор Цой разбился в 12 часов 28 минут 15 августа 1990 года на 35-м километре трассы Слока – Талси, в нескольких десятках километров от Риги. Управляя автомобилем «Москвич-2141», он вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом «Икарус». В результате лобового столкновения от машины Виктора почти ничего не осталось. Автобус также получил повреждения, но никто из людей больше не пострадал.

По официальной версии, Виктор Цой заснул за рулем, вероятно, от переутомления, алкоголя в его крови обнаружено не было. Однако до сих пор в среде поклонников, друзей и исследователей творчества рок-звезды выдвигаются и другие предположения. К примеру, в программе НТВ «Следствие вели...» ведущий Леонид Каневский сам поучаствовал в реконструкции аварии и выдвинул версию, что в момент катастрофы Цой решил переставить закончившуюся кассету в своем магнитофоне на другую сторону, как раз тогда, когда из-за «слепого поворота» вынырнул автобус.

В воскресенье дань памяти лидеру группы «Кино» отдали все федеральные телеканалы. Первый показал премьеру «Виктор Цой. Группа крови» и концерт в Олимпийском, состоявшийся в мае 1990 года. «Россия» транслировала фильм «Виктор Цой. Легенда о последнем герое» Александра Житинского. НТВ – фильм Алексея Учителя «Последний герой».

Поклонники певца с самого утра начали приходить на «цоевские места» в разных уголках России. И не только. На месте гибели музыканта в Латвии молодые люди целый день сидели с гитарами прямо на шоссе и исполняли любимые песни. Приезжали даже местные политики, дав понять, что фигура Цоя – это больше, чем просто музыкальное явление.

В Москве сотни людей пришли к знаменитой стене Цоя в Кривоарбатском переулке.

Но главные мероприятия, конечно, прошли на родине Виктора – в Петербурге. Утром открыли отреставрированный памятник Цою на его могиле на Богословском кладбище. В воскресенье сюда пришли тысячи людей. Цветов было столько, что на самой могиле они не умещались, их ведрами выставляли вокруг. Поклонники несли на могилу сигареты («Но если есть в кармане пачка сигарет...»), зажигали свечи.

Концерты, посвященные трагической годовщине, прошли сразу на нескольких площадках Северной столицы: в музее-клубе «Котельная Камчатка», где певец в середине 1980-х трудился простым кочегаром, в ДК имени Ленсовета. Байкеры еще в пятницу возложили цветы к могиле музыканта и организовали в поселке Никольское под Петербургом байк-рок фестиваль «Молодое поколение против наркотиков» в память о Цое. На фестивале «Окно в Европу», проходящем в Выборге, показали фильм «Игла. Ремикс» – режиссерскую версию культовой картины с новым звуком и неизвестными эпизодами.

А главный концерт состоялся в восемь вечера в исторических декорациях во внутреннем дворе Михайловского (Инженерного) замка – филиала Русского музея. Действо называлось «От «Камчатки» до небес! Рок-история».

Внутри, в круглом дворе замка, была установлена сцена, перед ней – небольшой партер с сидячими местами, вокруг – место для настоящих поклонников, которые не могут сидеть, когда звучат песни их кумира. Правда, некоторые использовали в качестве сидений ступеньки внутренних подъездов замка.

Место для проведения концерта выглядит символично. Здесь, в Михайловском замке, две сотни лет назад был убит император Павел I, считавший замок своим «любимым детищем», но проживший в нем всего 40 дней. Темы любви и смерти тесно переплетены и в творчестве Цоя.

Концерт задержался минут на 20. За час до этого по городу прошел мощный шквал ветра с дождем. Все сидения оказались насквозь мокрыми, и организаторы выдали зрителям целлофановые пакеты, чтобы сидеть на них. Все время, пока не началось действо, из толпы периодически раздается: «Цой – жив!»

Наконец на экране, висящем по центру сцены, появляются первые кадры: Цой ворошит угли в культовой «Кочегарке».

На сцену поднимаются участники группы «Виктор». Последним выходит человек с восточной внешностью. Издалека кажется, что это... Цой. Очень похож. Но это солист группы «Виктор» Асхат Калбаев, уроженец Киргизии.

Калбаев немногословен, как и Цой. Он говорит о том, что прошло 20 лет, но мы любим и помним, и предлагает просто помянуть великого человека. Звучит музыка. Состав «Виктора» играет вживую, мелодии очень близки к оригиналу. Да и сам Калбаев не стремится к новым прочтениям всем известных песен. Копирует тембр голоса Виктора Цоя, временами солист группы попадает в точку, временами – не очень. Но пару раз возникает сходство до мурашек по коже.

В коротких перерывах между песнями, когда с галерки вновь и вновь раздается «Цой – жив!», немногословный солист «Виктора» улыбается и повторяет, как заклинание: «Конечно, жив! Ребята, он жив, он здесь, с нами!»

«Это не любовь», «Белый день», «Печаль», «Звезда по имени Солнце», «Открой за мной дверь, я ухожу», «Восьмиклассница»... – в течение двух часов группа перепевает все известные песни «Кино». Народ подхватывает. Некоторые песни сопровождаются калейдоскопом фотографий певца и архивными кадрами.

Нестандартно исполнены две песни. Под «Видели ночь» на сцену выбегают актеры театра пластики рук «Hand Made». Несколько молодых людей в черной одежде и белых перчатках, используя лишь ловкость рук, составляют под музыку разные фигуры – гитару, дом, часы, бокал вина, слово «Цой».

Потом выходят актеры еще одного театра и поют «Пачку сигарет». Тоже весьма оригинально и нестандартно. Исполняется композиция сначала а капелла, без музыки, причем хором, нараспев, как будто это русская народная песня или церковное пение. И лишь с началом припева, когда народ также хором затягивает «Но если есть в кармане пачка сигарет, значит, все не так уж плохо на сегодняшний день...», в дело вступает мощная электрогитара.

Публика на концерте самая пестрая. Большая часть собравшихся, понятное дело, – люди молодые. Но есть и поклонники со стажем – сорока и пятидесятилетние. Многие пришли семьями, маленькие дети в ожидании концерта, как водится, сходили с ума, бегая друг за другом по партеру. Встречаются люди и около пенсионного возраста.

Так как Михайловский замок – филиал Русского музея, на концерт попало некоторое количество музейных работников. Корреспондент газеты ВЗГЛЯД наблюдал, как несколько пожилых сотрудниц отрасли с интересом наблюдают за происходящим и даже покачивают головами в такт музыке. Впрочем, Цой – не чужой человек для музейщиков. Когда-то он учился в художественном училище имени Серова, откуда был исключен за неуспеваемость, а потом получил специальность «резчика по дереву».

Для усиления впечатления организаторы арендовали проекционное оборудование. Представте звучит заключительная песня в исполнении самого Цоя – «Перемен» с кадрами из культового фильма Сергея Соловьева «Асса», а специальный лазерный проектор проектирует на стену Михайловского замка автопортрет и подпись Виктора...

«Кино», Виктор Цой

Комментарии

Загрузка...
Интер - программа на неделю