Наберите 10 лайков, чтобы вывести материал на главную страницу

Владимир Владимиров , 22 сентября в 13:24

Где мы будем конкурировать, а где — нет?

 «В будущем способность учиться быстрее конкурентов может быть единственным конкурентным преимуществом».

Похоже, что будущее уже не за горами. Другими словами, если вы вдвоем убегаете от тигра, нужно убегать быстрее вашего спутника. Однако в последнее время все выглядит так, что быстро «бегут» именно азиатские страны.

На сегодня три наиболее динамичных экономических региона мира расположены в восточной части земного шара: Индия, Китай и АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, — ред.), а также Япония и Южная Корея.

Азиатское экономическое чудо в значительной мере происходит благодаря развитию городов и скорой массовой урбанизации, широкому развитию предпринимательства: от небольших торговых островков в супермаркетах - как вот здесь, до гигантских частных заводо и фабрик, которые выросли из крохотных мастерских. По подсчетам, в Китае к 2020 году в города переедет еще 100 миллионов людей, увеличивая долю тех, кто проживает в городах, до 60% от общего количества населения. К сравнения, в 1990 году городским здесь были лишь 26% населения. Остальные восточного полушария не отстает — в целом до 2025 года в азиатских городах будет жить более 2,5 миллиарда людей.

К тому же, по прогнозам, к 2025 году 46 из двухсот глобальных городов будет в Китае. Однако и этого недостаточно китайцам — они хотят создавать супергорода, которые эффективнее генерують прирост ВВП, улучшают логистику: экономику масштабирования, международную торговлю.

Мы никак не замечаем, что условно конкурируем друг с другом внутри своей страны. Итак, для эффективного развития экономики нам нужно развитие городов и развитие коммуникаций между городами. Опять же, наши города в глобальном измерении являются малыми, поэтому удачно конкурировать можно регионами, объединяя несколько городов скоростными поездами и качественными трассами. Собственно, развитие инфраструктуры является не менее важным фактором, который способствовал развитию Китая, а сейчас помогает расти другим азиатским странам. Быстрая и эффективная логистика позволяет ускорить движение пассажиров, товаров, ресурсов и, в конечном итоге, экономики в целом.

Быстрая экономика требует быстрых денег. В Китае это блестяще решили путем развития платежных приложений. Сегодня едва ли не каждый четвертый китаец имеет не только банковскую карту, но и приложение Alipay и Wechat, что позволяет мгновенно с телефона переводить деньги или платить в магазине за помощью QR-кода.

Не менее важным фактором, который стимулирует развитие азиатский стран, является создание эффективных кластеров, которые охватывают несколько подобных отраслей. У нас необходимо на государственном уровне рассмотреть и начать воплощать идею кластеризации, создания новейших отраслевых суперрегионов с максимальным привлечением местных человеческих ресурсов (как в Китае есть кластеры городов, которые заняты преимущественно в области коммерциализации биологических наук); а также — создание образовательных центров, где бы изучали новейшие технологии.

Также важным шагом является поиск инновационных отраслей, которые через регуляторные барьеры не могут развиваться в большинстве стран: биологические науки, робототехника, квантовые компьютеры. Нужно предложить компаниям из этих отраслей инвестировать в нашу страну и максимально либерализовать законодательство для их развития.

Возникают новые вопросы: как мы выиграем конкуренцию с другими странами и с крупными компаниями на пути к созданию стоимости? И есть ли в нашей культуре глубоко укоренилось понимание стоимости?

Эффективных выходов наших продуктов с высокой добавленной стоимостью очень мало. На государственном уровне было бы важно, наконец, определить, какие отрасли с высокой добавленной стоимостью должны быть приоритетными для страны, выделить те отрасли, где мы можем быть лучшими в мире (речь идет не об аграриях).

Когда внешние инвестиции имеют значение? Мы очень радуемся тому, что есть компании, которые заводят в Украину инвестиции, и наши люди там крутят провода. Но это не инвестиция, которая приносит высокую добавленную стоимость в страну. Эту работу могут с таким же успехом делать в Бангладеше или в Тиморе. Такого типа инвестиции просто занимают население и помогают ему выжить.

Гораздо больший смысл имеет создание условий для внутреннего высокотехнологичного инвестора, когда генерируются и свободно обмениваются Знания. Мы должны наконец выйти из surviving mode к созданию стоимости.

Меня когда-то очень поразил один случай: известная финская дизайнерская компания Marimekko использовала работу Марии Приймаченко в декорации финских авиалиний. И только один внимательный и дотошный финн, которому случилось побывать в Национальном музее искусств, а впоследствии и улететь самолетом с узором Приймаченко, сообщил об этом неравнодушной финской общественности.

Дело в том, что у нас есть богатейший ресурс знания, который мы еще до сих пор не научились коммерциализировать.

Комментарии

Загрузка...
Интер - программа на неделю