Владимир Владимиров , 23 марта 2006 в 10:27

Эротика на грани искусства

Как всегда с опозданием, но все, же и до наших экранов добралась одна из сенсаций международного кинематографа - фильм "Эрос". Международный — определение не случайное. Подойдет также и эпитет «выдающийся». Уже подбор имен соавторов фильма говорит сам за себя. Один из интереснейших дальневосточных режиссеров, гонконгец Вонг Кар-Вай, американец Стивен Содерберг и патриарх, живая легенда — Микеланджело Антониони. У каждого из них — масса призов: от американских «Оскаров» до «Золотых пальмовых ветвей» Каннского кинофестиваля. Сначала казалось, что проект обречен — слишком уж разнородные режиссеры за него взялись: разные поколения, стили, регионы, контексты существования. И, что более важно, все трое работают довольно неровно.

Но опасения, похоже, были напрасны. Уже внешне этот мини-«Декамерон» выглядит привлекательно: изысканные заставки между частями, такое же музыкальное сопровождение, да и порядок имен правильный — сначала меланхоличный Кар-Вай, потом едкий чернобелый Содерберг и завершает философический, обобщающий Антониони. Конечно, название обязывает режиссеров, но в то же время вводит в заблуждение зрителей. Иными словами, нельзя сказать, что в фильме хлещут страсти через край, что через кадр там сплетается обнаженная плоть. Мастера смотрят глубже. Их привлекает не только поверхностная стихия эротики.

Они пытаются разузнать о механизме желаний, о том, как в любви соприкасаются не только тела, но и души. Потому и течение «Эроса» — размеренное, неторопливое, вдумчивое, построенное на полутонах, намеках, пристальных взглядах, потаенных жестах. Наиболее изысканна «Рука», снятая Кар-Ваем, про любовь молодого портного и неизлечимо больной красавицы-куртизанки. Это во многих отношениях хорошая работа. Хотя в выполнении, атмосфере кадра, нюансах игры и съемки получилась вариация прославившей его картины — красивой и печальной мелодрамы «Любовное настроение». Очередная изящная грусть. Впрочем, эротизма в ней не меньше, а может быть, и больше, чем в любых поделках порноиндустрии.

На этом фоне тридцатиминутка Содерберга «Эквилибриум» выглядит резким контрастом. Причем контраст во всем. Черно-белая работа между цветными;

единственная, где вообще отсутствуют женщины. Конечно, между столь серьезными режиссерами требовалась комическая разрядка. В итоге и получился едкий анекдот про неверную жену (она коварно остается за кадром), психоаналитика-ловеласа и обманутого мужа. Последний исповедуется своему вероломному врачу, который вводит бедного пациента в состояние гипнотического транса и спокойно уматывает развлекаться с его супругой. И смех, и грех...

Наконец, история Микеланджело Антониони «Опасная суть вещей» сначала несколько невнятна по сюжету. У некой пары не ладится интимная жизнь, сам собою возникает любовный треугольник, где поначалу не очень понятно, кто кого любит и кто кому изменяет. Но постепенно все налаживается, складывается в притчу о желаниях и очень неожиданных путях их удовлетворения. И, что интересно, из всех соавторов именно у более чем 80-летнего патриарха Антониони получается в полном смысле слова эротическое кино — среди моря и солнца, в притяжении-отталкивании мужского и женского начал...

В целом фильм похож на восточный ковер — пестро и на первый взгляд очень диковинно, но затем все более завораживающе. Главное — разобраться в собственных желаниях. Если идти смотреть это только в качестве «клубнички», то желание вряд ли будет удовлетворено. А если хотите увидеть три прекрасные истории о любви во всех ее проявлениях — тогда по адресу. Да и когда еще в прокате можно будет увидеть режиссеров такого класса.

Кинопремьеры, новые фильмы, Фильм "Эрос", Вонг Кар-Вай (Vong Kar-Vay), Стивен Содерберг (Steven Soderbergh), Микеланджело Антониони (Michelangelo Antonioni)

Комментарии

Загрузка...
Интер - программа на неделю