Генрих Брокар

Владимир Владимиров , 15 июля 2012 в 09:50

Аромат на конвейере

Генрих Брокар занимался бизнесом 50 лет и доказал, что «деньги пахнут». Знаменитый парфюмер убедил покупателей в том, что мылом и духами стоит пользоваться. Генрих родился 1 августа 1836 года в Париже. Он был вторым сыном парижского винодела Атанаса Брокара. Особых успехов в производстве вин его отец не добился и решил, подобно своим предкам, заняться парфюмерным делом. В крохотной лавочке неподалеку от Елисейских полей он производил помаду для волос, душистые масла и туалетные благовонные мыла. Открыв секрет изготовления прозрачного и кокосового мыла, предприниматель вознамерился стать лидером в своей отрасли, однако в Париже — столице парфюмеров! — сделать это оказалось непросто.

Для справки: самые знаменитые ароматы мира, которые можно причислить к элитной парфюмерии и косметике, выдержавшие проверку временем и до сих пор любимые многими женщинами независимо от возраста и страны проживания, являются: легендарные духи Chanel №5 — совместное творение Коко Шанель и парфюмера Ернеста Бо (1921 год); Jicky de Guerlain - самый «старый» из существующих сегодня ароматов (1889); еще одним шедевром от Герлен есть классические Shalimar (одни из первых духов с типично восточными нотами), созданные Жаком Герленом в 1925 году; далее идут мифические Joy от французского кутюрье Жана Пату (1929) и Youth Dew от Эсте Лаудер (1953) — первые американские духи ХХ века.

Семья перебралась в США. В штате Филадельфия Брокар-старший открыл небольшую парфюмерную фирму, однако мучимый ностальгией вскоре вернулся на родину, оставив бизнес сыновьям — 16-летнему Александру и 14-летнему Генриху. После то как старший брат скоропостижно скончался, руководство компанией принял на себя младший.

14- летний бизнесмен

Поняв, что Америку ему не покорить, юноша вернулся в Париж и, посоветовавшись с отцом, решил попытать счастья в России. Зимой 1859 года 23-летний парижанин прибыл в Москву — второй по тогдашней иерархии город в империи. Устроился лаборантом (так тогда называли инженера-технолога) на парфюмерную фабрику соотечественника Константина Гика. Сначала получал гроши, зато в последующие три года хозяин платил ему 2 тысячи рублей в год и, кроме того, обеспечивал квартирой с оплатой отопления и освещения. Лаборант Брокар разработал технологию изготовления концентрированных духов. Не имея возможности использовать свое открытие самостоятельно, он продал ноу-хау французской фирме «Рур Бертран» за 25 тысяч франков. Изобретателю предложили пост директора французской компании «Легран», однако он предпочел вернуться в Москву, где на вырученные деньги открыл собственное дело.

Мыло из конюшни

При регистрации мыловаренной фирмы «Брокар и Ко» в тогдашних реестрах не нашлось соответствующей позиции, поэтому предприятие отнесли к фельдшерскому цеху. Более серьезной проблемой оказалось то, что массовый покупатель не имел представления о мыле. Этим предметом гигиены, ввозимым из-за рубежа, а потому очень дорогим, пользовалось только привилегированное сословие. Простые люди обходились щелоком, получаемым из печной золы. Он хоть и справлялся со своей задачей, но раздражал кожу и немало ей вредил. Генрих задумал создать дешевое мыло, доступное массовому потребителю. Начал с детей. Вскоре он запустил в производство состав, не раздражающий, а смягчающий кожу ребенка.

Первое мыло Брокара появилось в мае 1864 года в конюшне госпожи Фаворской в Тихом переулке. Трое сотрудников — мастер Алексей Бурдаков, дворовой мужик Герасим и сам хозяин — варили мыло в трех огромных кастрюлях, производя в день от 60 до 120 кусков, и развозили его по близлежащим лавкам.

На каждом куске «Детского мыла» была вытеснена одна из букв русского алфавита. Сейчас это называется «три в одном»: и игрушка, и своеобразная азбука, и средство гигиены. Мыло для взрослых отличалось необычной формой (например, круглое) и производило на покупателей неизгладимое впечатление. А было и зеленое в пупырышках, настолько похожее на широкоупотребимый овощ, что к нему прикреплялся специальный листок с разъяснением: «Это мыло своим внешним видом производит полную иллюзию настоящего огурца и в то же время является хорошим туалетным мылом».

Но главной сенсацией стало «Народное мыло», стоившее по копейке за кусок. Его продавали в основном на ярмарках и в деревнях. Крестьянское сословие, самое многочисленное в тогдашней России, стало основным потребителем брокаровской продукции. Спрос на «Народное мыло» был настолько велик, что оптовикам приходилось подолгу ждать заказанных товаров. На рынке появилось огромное количество подделок, и фирме пришлось всерьез заняться борьбой с «пиратами». В Департаменте торговли и Министерстве финансов была утверждена особая этикетка (прообраз нынешних торговых марок), которую наклеивали на всю выпускаемую Брокаром продукцию.

Осенью 1864-го, спустя несколько месяцев после начала производства, срочно понадобилось расширять предприятие. Успешный мыловар нашел новое помещение на Зубовском бульваре, а потом на Пресне, где у него уже работало 30 человек и имелась паровая машина. В 1869 году Брокар приобрел особняк на Мытной улице, а фабрику перевел за Серпуховскую заставу, где она заняла целый квартал. В 1872-м он открыл собственный торговый дом на Никольской площади.

Империя запахов

Вымыв российского обывателя, предприниматель решил надушить его. Посетив многих европейских производителей парфюмерии и заказав поставки цветочных эссенций, Брокар приступил к выпуску одеколона «Цветочный». Появление нового продукта на рынке сопровождалось эффектной рекламной акцией. На Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года был построен фонтан, из которого вместо воды бил одеколон. Некоторые посетители снимали пиджаки и бросали их в фонтан, а потом долго благоухали как цветы. Реклама сделала свое дело, и вскоре производством парфюма занимался целый корпус фабрики Брокара. Так же как «Народное мыло», «Цветочный» стал первым массовым одеколоном в России.

Остроумные рекламные ходы Брокар использовал постоянно. Например, придумал «пробники» (в ХХ веке это его изобретение возьмут на вооружение все парфюмеры мира). К открытию фирменного магазина на Биржевой площади дал в газету объявление о том, что в продажу поступят красочные сувенирные коробки с уменьшенными образцами всего, что производит фирма, стоимостью всего 1 рубль. В первый же день прилавки новой торговой точки штурмовала многотысячная толпа. Газеты писали: «Публика так навалила к магазину, что полиция к трем часам дня приказала прекратить торговлю и начала наводить порядок». Особое внимание уделялось яркой и оригинальной упаковке фирменной продукции. Этикетки Брокар заказывал знаменитым художникам, мастера конструировали затейливые подарочные коробки, а на заводе братьев Грибовых по специальному заказу выпускались изящные флаконы и другие специальные емкости для кремов и помад. Со временем компания «Брокар и Ко» организовала собственное стеклянное производство этих эксклюзивных изделий.

К 1893 году парфюмерная фирма превратилась в акционерное «Товарищество парфюмерного производства в Москве «Брокар и Ко» «с уставным капиталом более 2 миллионов рублей. После того как предприятие посетила дочь императора Александра II великая княгиня Мария Александровна, которой был подарен букет искусственных цветов, благоухающих точь-в-точь как настоящие, Брокар получил звание поставщика императора Николая ІІ. А через несколько лет он стал и поставщиком испанского королевского двора. Его продукция экспортировалась во Францию, Бельгию, США, Китай, Японию.

Несмотря на успехи, Брокар по-прежнему лично разрабатывал рецепты и технологию новой продукции, не доверяя эти функции своим помощникам (случай достаточно редкий). На поток ставилось только то, что было придумано лично хозяином. Как технолог он сделал немало открытий — например, первым использовал для окраски мыла экологически чистые вещества растительного происхождения. Брокар заботился не только о технологии, но и о труженике. Обычный рабочий получал у него огромную по тем временам зарплату — 15 рублей в месяц, причем расчет производился еженедельно. В качестве бонуса каждому сотруднику фабрики выдавали на всех членов его семьи набор гигиенических средств. На территории предприятия были оборудованы пруды, в которых плавали лебеди.

Парфюмерная технология предполагает использование разных спиртов. Их на фабрике и впрямь было немало, однако дисциплина была строгой: рабочие, замеченные в нетрезвом виде, немедленно увольнялись. Исключений из этого правила не было. Так же безжалостно выставлялись за ворота лодыри и нарушители дисциплины. Брокар не любил Москву, в которой прожил четыре десятилетия и стал миллионером. Однако переводить свой бизнес во Францию не спешил. Однажды написал жене из Парижа: «Жизнь здесь чрезвычайно дорога, квартиры вздорожали вдвое, и вообще, здесь работать было бы гораздо труднее, чем в России».

После смерти Брокара в декабре 1900 года семейное предприятие возглавили его сыновья — Александр и Эмиль. К маю 1914-го, когда фирма отмечала свое 50-летие, ее оборот составлял 8,3 миллиона рублей. Ежегодно на фабрике выпускалось 34,7 миллиона кусков мыла, 4,3 миллиона флаконов духов и 2,5 миллиона флаконов одеколона. Продукция «Брокар и Ко» была отмечена медалями на 14 всемирных выставках.

Именно на фабрике Брокара специально к 300-летию дома Романовых были выпущены эксклюзивные духи «Любимый букет императрицы». В 1925 году они были переименованы в «Красную Москву» и долгие годы в Советском Союзе считались духами номер один. Кстати, производили их все на той же фабрике Брокара, благополучно пережившей катаклизмы гражданской войны и переименованной большевиками в «Новую Зарю». Под этим названием детище знаменитого парфюмера работает и сегодня. А его традиции развивает Академия парфюмерного искусства — образовательное учреждение, созданное при этом предприятии.

Мировые знаменитости, звёзды, духи, запах, одеколон, парфюм, Генрих Брокар

Комментарии

Загрузка...
Интер - программа на неделю