Евровидение (Евровиденье, Eurovision, Євробачення)

Дмитрий Павленко , 4 марта 2009 в 17:18

Естественный отбор. Евровидение по-украински: ноты протеста в стакане бурды

по материалам www.zn.ua

Виктора Ющенко и Юлию Тимошенко втягивают в новый скандал — попсовый (в связи с Евровидением). Мало этим людям проблем газовых и предвыборно-конкурентных, так навалили еще и шоу-бизнесовую кучу.

Но уж летят гонцы во все концы — и на столы сиятельных лиц ложатся стопки бумаг, где девичьим почерком выведены «открытые письма».

«Дорогие В.А. и Ю.В., немедленно спасайте репутацию страны! Срочно вмешайтесь в аморальное безобразие вокруг Евровидения по-украински (точнее, скандальных итогов полуфинала)!»

И эти первые лица, практически доморозившие несколько крупнейших мегаполисов страны, должно быть, немедленно на музон отреагируют. Они же могут вмиг вымести «сор из избы», послав на горе-конкурс своего любимого «единого кандидата» — Леонида Михайловича… Мужчину, который поет. Мэра, который уснуть не дает (своими проделками). А чего, другим же можно выть в терновнике, так пусть и этот потужится «за честь мундира»? Слушают же, умиляются.

Между тем «шутки юмора» в связи с предварительными итогами Евровидения-2009 (а-ля Ukraine) уж совсем саркастично-трагические. На промежуточных мелогонках и раньше «трусы» (поющие) побеждали. На этот раз в ход пошло практически все «нижнее белье».

На форумах тоже порою встречаются трезвые мысли. И пишет один мил-человек на «Телекритике» под длинной статьей: «Панове телеробітники та критики! Вам здається, що уся ця тусня якось впливала на людей країни, яку представлятимуть ці «мистці»? Більшість взагалі це не дивилися. Мені жаль, соромно, що країну, в якій я живу, представлятимуть «відібранці» стьобу вузьконаправлених продюсерів. Вже після Руслани це все ставало все ганебнішим. А тепер й дивитись не варто. До того ж усі так занижують значимість Євробачення, коли програють… І так завищують, коли раптом опиняються в першій десятці. А диски народ не купляє. Тож цей відбір — лише пропозиції для корпоративів…»

И нечего добавить. Все так и есть.

Но не мы же с вами это мероприятие до небес возносили. И не мы его насаждали как «имиджеформирующее» — для «гордости страны».

Так и нечего отворачиваться. Поют — и поют. Ноют — и воют. Значит, снова туда, где море огней. Нам вон не всегда и другие выборы по душе, но ходим же, голосуем, делегируем, потом, правда, стучимся лбами о стенки: и кого ж выбирали?

Только за недолгий истекший период, напомню, родина довольно разнообразно проявляла себя в деле укрепления «имиджа» в рамках европейского сводного хора. Демонстрировали… И вокал по-украински (иногда), и энергию «дикую», и сапожки красные, и идеалы майданные, и треш по-полтавски, и гламур по-киркоровски… Эк рванули! Нас не догонят.

А вот что ожидает обывателя-зрителя на очередном рейтинговом зрелище уже в середине мая-2009 («от нашего стола» — «ихнему столу») — можно лишь умилиться.

Если кто-то и видел так называемый полуфинал, записанный УТ-1, а после выданный населению, значит, тот большой молодец. Поскольку редкие птицы долетели до середины телевизионного ужаса. И уж совсем немногие впоследствии осознали, что это было?

А было вот что. Пошлый, целенаправленный, беспардонный и местечковый корпоративный непрофессионализм. Практически во всем (за редкими артистическими проявлениями). И в «телекартинке», и в манере так называемого ведения, и в неспособности команды В.Илащука собрать хотя бы плотную толпу статистов, которые бы искусственно радовались отобранным «гениям» из трущоб…

…Из года в год, ближе к весне, обостряются подобные телесмотры художественной самодеятельности (накануне Евро). И из года в год именно в этот период нам обильно предлагают выдающиеся достижения местного треша. Так что не привыкать. Каждый «поющий» думает, что он «артист». А каждый внимающий не сомневается, что кто-то сошел с ума.

В общем, ничего особенного. Все — по «правилам».

Только в нынешнем году некие «правила», оказывается, злостно нарушили… (см. отдельный блок — «Песни на бис»).

Я же, извините, рассматриваю эту трагикомическую ситуацию несколько спектральнее. Ибо в данном деле нарушено главное — смыслообразующее — и четко прописанное «правило» Евро. Как известно, это конкурс — на лучшую песню. А вот песен — как вида и жанра — здесь не наблюдалось в природе (за редкими необъяснимыми вкраплениями).

Были ноги, были руки. Были трусы, у кого-то даже усы. Было мурлыканье, хныканье, стон. Было подергивание, завывание и в ноты регулярное непопадание. А вот песен — цельных, осмысленных художественных композиций — повторюсь, практически не наблюдалось.

Если бы представитель «Русско­го радио», заседавший в неподкупном жюри, надумал взять финальный мелотреш да забить им по полной программе свой гордый эфир, то этот человек тут же и прогорел бы. Его бы мигом московские боссы выгнали с работы — за профнепригодность. Поскольку воспринимать такие «песни» и пляски нет физической возможности. Сразу хочется переключиться на «Дискавери» — и смотреть «про животных».

И получаем в сухом остатке: местным жюри было заведомо попрано важнейшее правило евроконкурса — не песни отобрали, а, в основном, видные туловища.

Далее о других нарушениях (тех же «правил»). Если не вспомнить хотя бы одну вменяемую премьерную композицию (претендента на Евро), то чем эти люди занимались десять дней подряд, «подсчитывая» и «обсуждая» некие результаты отбора?

Вот интересные они граждане… То, что можно вычленить и определить за десять секунд — три сосны, одна береза, — оказывается, надо зондировать и глубокомыленно «изучать» практически две недели. В этом ли «профессионализм»?

И присутствует ли у этих околомузыкальных товарищей слух (и особенно совесть), коль десять суток мучались-пыжились над бытийной дилеммой: относить ли к европейскому модному движению такие удивительные прожекты, как «Заклепки», Tori Joy, «4 kings», Лобода, NikitA и примкнувшего к ним певца GODO?

В задачке также спрашивается: а конкурсантку Маню пошто задвинули, с корабля за борт сбросив, она-то чем хуже победившего колхозного контингента?

Только далее — снова о признаках нарушения «правил». С какой это стати артист О.Скрипка во всеуслышание (на всю Украину) на Пятом канале — роняет загадочный текст, будто бы даже после гениального полуфинала, определившего «лучших», он, видите ли, все еще продолжает сепаратные переговоры с НТКУ о воз­можном участии… Нарушение!

Подобный волюнтаризм тоже «правилами» не предусмотрен. Договорились уже, небось? Упро­сили прошенного? По­лучается, некоторых — с голосом и каким-никаким, но творчеством — можно по корпоративной прихоти «за борт», а фольк­лорный элемент Майдана — опять на «трибуну». И это совершенно не удивительно. После участия этого некогда уважаемого артиста в текущих «шабашах» (в районе мэрии), возможен любой иной «космический» исход его дальнейшей музыкальной жизни.

И следующее откровенное нарушение (тех-таки «правил» евродвижения). В каком параграфе записано, что взрослые мужчины (в виде жюри) обязаны вооружаться секундомерами, не думать о секундах свысока, а фиксировать каждое перепетое мгновение...

Мне тут намедни пригрезилось и вовсе душераздирающее зрелище: а вдруг с того света на украинский отбор вернулась бы фантастическая Квітка Цісик (с великим голосом), вдруг сюда же прибыла бы живая-цветущая Нина Матвиенко (с какой-то гениальной песней) — и у каждой из них оказалась бы великолепная композиция, только на 30—40 «сантиметров-секунд» подлиннее, нежели у группы «Заклепки»…

И что вы себе думаете — секундомер на таком «соревновании» победит! Как и в недавнем — позорном — случае.

Хотя тут же (и опять нарушение!) один из судей привселюдно заявляет: «Що стосується тривалості треків, то першим і останнім місцем, де це важливо, — це буде фінальний телепродукт у Москві, коли ці пісні будуть суворо загнані в одне музичне колесо…».

Получается, сами же и расписались в собственном преступлении, когда выгнали взашей одну из лучших и потенциально сильных участниц. (А это, не скрываю, одаренная девочка из Киева Настя Приходько, протеже лучшего на сегодня мелодиста К.Меладзе, который поболе смыслит в модной музыке, нежели В.Бебешко или даже С.Кузин.) И разве дело в «просроченности» композиции, которую приняли, глазом не моргнув… Дело — в стереотипе, в «формате». В абсолютной художественной неадекватности.

Чем должны руководствоваться вожди телеканалов и заседающие в президиумах с секундомерами «люди от музыки»? Казалось бы, художественным вкусом (если таковой присутствует).

Зачем вообще собираться теплой компанией, если для судейства «такого Евровидения» можно пригласить даже сторожа НТКУ — и тот врубил бы тот же «секундомер» из кабинета В.Илащука.

Формулирую эксклюзивно и членораздельно: все возможные «правила» на подобных музыкальных мероприятиях — не средневековая догма, не устав в армейской казарме, а лишь руководство к действию для поиска интересного художественного результата. И все предлагаемые оргкомитетами «каноны» должны служить единственной цели — выявлению творческого итога, а не «трусов».

Бездарь в трусах — и так пробьется. А талант — если это дар Божий — можно и нужно поддержать, подзадорить, дать шанс. Тем более что параграфы в документации Евровидения — не Конституция Украины (хотя и ту, кстати, у нас по три раза в день нарушают).

Посему то, что произошло на недавнем местечковом полуфинале УТ-1 — произвол двойной и возмутительный.

Из трех десятков музыкальных соискателей (с их же песнями в придачу), если и было три единицы творческие, самобытные, неординарные, то одну из них (понятно, кого имею в виду) «срезали» и выбросили — сознательно, корпоративно, келейно. Прикрывшись «секундомером», на кону оставили возмутительное «нотонепопадание» — излюбленный формат нашего шоу-биза.

И ведь так — везде. Чуть проклюнется где человек с голосом или харизмой какой, так сразу на него и «чадру» напялить, чтоб не отсвечивал контрастным светом и не выявлял оголтелое убожест­во текущих «хит-парадов». Где, кстати, Катя Чили — самородок-уникум из того же «цеха», которому не так-то просто переэфирить «трусы» в порочном колхозе? Где иные, некогда воспламенявшиеся, интересные голосистые личности, затоптанные в последствии объединенными никитинскими «армиями»?

Но опять о нарушениях. Если внимательно прозондировать в СМИ некоторые крылатости от людей, «жюривших» этот гнусный «естественный отбор», то возникают совершенно крамольные подозрения... Кто это из «музыковедов» так бойко вещает о «творчестве» после исхода боя? Может, лоснящиеся заседатели борделя из романа «Нана»? Или беспредельщики в одной из саун Кончи-Заспы? Ау?! «Ми чекали хабарів. Криза. Ніхто нічого не приніс. Ми дуже розчаровані. Тягнули до останнього», — сально ухмыляется один член (жюри). «Я був непроти, щоб цей фізіологічно-творчий проект опинився у фіналі…», — подтрунивает другой (член жюри, который с «Русского радио»).

Наконец-таки сами и прогово­рились. И оговорки эти — не только по Фрейду. Физиологически-творческие «проекты» — вот чего им, оказывается, недостает для полного телесного (музыкального) блага. Вот и выбрали, понимаешь, то, что нужно для возбуждения эрогенных плацдармов. А что не нужно — выперли. Правда, характеристика «творческие» применена членом (жюри) скорее для красного словца. Концепт-то здесь — «физиология». Физиологический шоу-бизнес — их цель, их вкус.

И дальнейшая программа этих действий заведомо ясна.

В таком вот конкретном случае эти люди и выполняли уже не функции «художественных экспертов» (это зачем?), а неких врачей-проктологов… Физиология же. Вот они и выбрали — за десять трудных дней — все то, что и подхо­дит под «глубину» их видения...

И руководители НТКУ сделали вид, будто «все в белом».

Но хоть теперь-то ясно — это исключительно «дело врачей». Но не музыкантов.

И ничего, кроме отвращения, и эти действия, и эти люди уже не вызывают. Разогнать их всех. Немедленно произвести ротацию. По больницам их… Пусть не позорят ни канал, ни страну. Пусть занимаются «физиоло­гией» — согласно собственному (творческому) видению.

А напоследок я скажу, зачем вообще обратил робкий взор на эту трудную проблему… Девочку жалко. Понятно? (Только не заплачьте…)

Дело в том, что по давним театральным историям хорошо знаю эту семью. Знаю бабушку — театрального журналиста Людмилу Алексеевну Приходько (когда-то работала в журнале «Украинский театр», сейчас на пенсии). Она сама и тянет двух внуков. Часто не спит ночами, переживая за их будущее и сетуя на несправедливость, которая нынче не только в шоу-бизнесе, но везде же… На УТ-1 уже охамели до того, что в подводках трещат — «эта участница пела на дне рождении Кучмы!». Да она еще пешком под стол ходила в то время, когда вы всем своим УТ этого Кучму облизывали и воспевали, бесстыдники!

Да если бы у действительно одаренной девушки была всесильная «мохнатая рука» или какая «крепкая спина», ну и ладно, как-то сложилось бы… Но есть то, что есть — голос, темперамент, желание, дар. Голос не похожий на другие. Странный, низкий, надрывный, густой, драматичный, местами «древнегреческий» вокал… Добрый мужчина из Грузии — Меладзе — этот вокал расслышал. Попытался «расчистить» ей, уж как мог, путь на продажную «отформатизированную» эстраду (где белых ворон в стаи не принимают). Но и этот грузин не всесилен. Всесильны «шестеренки», которые крутят заржавевший механизм эфира, вершат чьи-то судьбы, топчут природные таланты, а затем в тех же саунах гогочут, подбивая свои барыши… Этот мир придуман не нами, этот мир придуман не мной... Только девочку по-прежнему жалко.

А на будущее Евровидение — после такого отбора-позора — теперь просто обязан поехать и спеть «единый кандидат» г-н Черновецкий. Во-первых, ему-то «закон» точно не писан. Во-вторых, в отличие от бедного Скрипки, у мэра есть деньги на раскрутку (и не только).

…А, в-третьих, это уж давно не «песня» — это сама ваша жизнь. Вслушайтесь — ужаснитесь. Проснитесь.

ПЕСНИ НА БИС

В украинский финал Евровидения-2009 вышли: Tori Joy, «Горячий шоколад», Татьяна Брянцева, «Заклепки», Наталья Волкова, «4 kings», Kishe, ANA, NikitA, Александр Панайотов, Денис Барканов, Ира Пойзен, GODO, Lenara (Ленара Османова). В составе жюри: Василий Илащук, Роман Недзельский, Александр Пономарев, Владимир Бебешко, Сергей Кузин. Предлог для разгоревшегося скандала — спорные решения жюри и вылет из финала (он пройдет 8 марта во Дворце «Украина») одной из наиболее одаренных конкурсанток — Анастасии Приходько. Ее копродюсер Алена Мозговая говорит об очевидных нарушениях в ходе конкурса, о необъективности судейства. Речь идет даже об обращении в судебные инстанции — с целью пересмотра итогов полуфинала. В данный момент распространено открытое письмо конкурсантки Приходько к В.Ющенко, Ю.Тимошенко, а также к Национальному совету по вопросам телевидения и радиовещания с просьбой все-таки позволить выступить в финале и предоставить право решить уже самим телезрителям: «Да? Или нет?».

Одним словом…

— Мне лично обидно, что Настя не прошла. Я ее считаю талантливой певицей, с харизмой и сильным голосом. Но правила одни для всех. Когда не знаешь, что делать, — действуй по закону. А ее песня уже звучала на «Фабрике звезд-7», к тому же хронометраж композиции — 3 минуты 46 секунд. (Василий Илащук, президент НТКУ. Из комментариев СМИ.)

* * *
— Каким образом должен проходить отбор на Евровидение, каждая страна должна решать по-своему. Нет единого правила для всех. На последнем отборе вообще было мало песен, которые соответствовали бы неким критериям. Когда мне приходилось заниматься организационной работой в рамках подобных отборов, то мы искали иные подходы — давали возможность талантливому исполнителю показать себя с лучшей стороны… Советовали, уместна та или иная песня или, может, стоит (если человек талантлив) изменить не только аранжировку, но и целую композицию. Евровидение — живой творческий процесс. И вопрос не в запятых, не в секундах. А в конечном результате — или мы хотим интересного представителя, или же хотим просто поставить галочку «по заказу». (Алена Мозговая, музыкальный продюсер. Комментарий для «ЗН».)

Олег ВЕРГЕЛИС

Евровидение (Евровиденье, Eurovision, Євробачення), Олександр Пономарьов (Александр Пономарев), Настя (Анастасия) Приходько, Nastya (Anastasia) Prikhodko, Константин Меладзе, Шоу-бизнес, продюсеры, Tori Joy (Tory Joy / Тори Джой), Андрей Кише (Андрій Кіше, Kishe), группа «4 короля» (Четыре короля), Владимир Бебешко, Наталья Волкова, «NikitA» (Никита), «Горячий Шоколад», Роман Недзельский, Алена Мозговая (Олена Мозгова), Василий Илащук, Сергей Кузин, группа Zakлепkи, «Заклепки» («Закльопки»), ANA, Александр Панайотов, Денис Барканов, Ира Пойзен (Ірина), GODO, Lenara (Ленара Османова), Теана (Таня Брянцева)

Комментарии

Загрузка...
Интер - программа на неделю